Устройство для тестирование автомобильных аккумуляторов

Содержание

Диагностика автомобильного аккумулятора и его обслуживание

Автомобильный аккумулятор служит для накопления электрической энергии и питания ею бортовой сети автомобиля, прежде всего электростартера двигателя при запуске. В статье речь пойдет о том, как правильно производится диагностика аккумулятора автомобиля, контроль его заряда, а также будет рассмотрена проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе.

Система электрооборудования большинства автомобилей 12-вольтовая, с отрицательной массой. Конструкция автомобильных аккумуляторов довольно проста: состоят они из 6 блоков свинцовых пластин с наполнителем, погруженных в емкость, которую заполняет электролит. Электролит является водным раствором серной кислоты. Каждый из блоков обеспечивает напряжение около 2-х вольт и соединяются последовательно, в сумме обеспечивая напряжение на уровне 12-13 В. Подзарядка аккумулятора автомобиля осуществляется генератором при работе двигателя. Отдельно стоят гелевые аккумуляторы, которые отличаются по устройству от кислотных аккумуляторов. Достоинства и недостатки гелевых аккумуляторов можно узнать здесь.

Один из многих — надежный автомобильный аккумулятор VARTA

Перед обслуживанием аккумуляторную батарею необходимо снять с автомобиля. Отсоединение аккумулятора от бортовой сети – процесс ответственный. Сначала обязательно снимается отрицательная клемма, а в процессе установки эту же клемму устанавливают последней.

Выгодно ли проведение диагностики и восстановления аккумулятора?
Определенно. Приведем нехитрый расчет. Номинальный срок службы нового аккумулятора составляет порядка 4-х лет. Его замена будет стоить около 5000 рублей. Однако при грамотной диагностике и зарядке батареи она способна служить вам верой и правдой до 5-6 лет. Но производить диагностику и восстановление аккумулятора советуют не только из соображений экономии. Дело в том, что от работы аккумулятора зависит нормальная работа всех электроприборов и систем автомобиля.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе. Приготовление электролита

Видео: Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)

Проверку уровня и плотности электролита следует проводить раз в три месяца, чтобы своевременно контролировать состояние батареи.
Уровень электролита в аккумуляторе проверяется через заливные отверстия при помощи полой стеклянной трубки, имеющей внутренний диаметр 4-5 мм. Один конец трубки опускается через отверстие до упора в предохранительный щиток. Отверстие трубки на другом конце плотно закрывается пальцем, после чего она вынимается. Столбик электролита, оставшегося в трубке должен быть в пределах 12-15 мм. Если в аккумуляторе имеется индикатор (тубус), то уровень электролита должен находиться на одном уровне или быть выше него на 3-5 мм.

Проверка уровня электролита аккумулятора

Приготовление электролита для аккумуляторов производится только из аккумуляторной серной кислоты с добавлением дистиллированной воды. Использовать техническую серную кислоту и обычную воду не допускается, так как электролит обязан иметь высокую степень чистоты. В противном случае будет происходить ускоренная саморазрядка (сульфитация) батареи, уменьшение ее емкости и разрушение пластин. При понижении уровня электролита в результате испарения воды для восстановления требуемого объема необходимо доливать исключительно дистиллированную воду и ни в коем случае готовый электролит! В случае, когда уровень электролита превышает нормальный, его следует отсасывать резиновой грушей со стеклянным или эбонитовым наконечником. Если в аккумуляторе будет повышенный уровень электролита, то он способен выплескиваться, что также нежелательно.

Во время приготовления электролита серная кислота тонкой струйкой доливается в воду, при этом раствор перемешивается стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту запрещается, так как плотность воды намного ниже кислоты. Вода не сможет погрузиться в кислоту и останется на поверхности, при этом происходящие химические реакции вызовут нагрев и разбрызгивание кислоты. Существует вероятность получить ожоги.

Проверка плотности электролита. Денсиметр

Одним из важнейших параметров электролита является его плотность. Плотность электролита в аккумуляторе проверяется денсиметром при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания денсиметра вносятся поправки в соответствии с приведенной табл

Таблица поправок плотности электролита в зависимости от температуры

В период эксплуатации аккумулятора плотность электролита непрерывно изменяется. Существует обратимое изменение плотности – нормальный интервал заряда и разряда батареи. Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 .

Существуют также необратимые изменения плотности, например, при испарении воды во время кипения электролита. При этом его плотность увеличивается.

Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.

Ниже приведена таблица рекомендуемой плотности электролита для климатической зоны, в которой эксплуатируется АКБ.

Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климатической зоны

Плотность электролита измеряется специальным прибором – денсиметром. Он состоит из ареометра 1, резиновой груши 2, стеклянной трубки 3 и наконечника 4.

прибор для измерения плотности электролита — денсиметр

Наконечник 4 погружается в электролит через заливное отверстие в корпусе аккумулятора и с помощью резиновой груши часть электролита засасывается внутрь стеклянной трубки. При этом ареометр (поплавок) должен всплыть в корпусе трубки, не касаясь ее стенок. После прекращения колебаний ареометра производится отсчет показаний по шкале вдоль линии жидкости. Взгляд наблюдателя должен находиться на уровне поверхности.

Определение уровня плотности электролита по денсиметру

Для средней полосы России (Москва, Казань и т.д.) плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 . Проверка плотности производится в каждом отсеке АКБ отдельно, разница между показаниями не должна превышать 0,01 . Низкая плотность электролита зимой создает опасность его замерзания.

Видео: Как замерить плотность электролита

При необходимости производится корректировка плотности. Предварительно из отсека АКБ отсасывается некоторый объем электролита, вместо которого добавляется либо корректирующий электролит, либо дистиллированная вода. Низкая плотность электролита в аккумуляторе устраняется путем добавления корректирующего электролита с плотностью 1,40 . Соответственно при повышенной плотности электролита в аккумуляторе следует добавить дистиллированную воду. После этого производится зарядка батареи номинальным током в течение 30 мин с последующей выдержкой в течение 1-2 часов для лучшего перемешивания электролита и выравнивания его плотности во всех отсеках АКБ.

Видео: Диагностика аккумулятора.Чем и как.

Как проверить заряд аккумулятора

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Провести эти измерения можно с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор состоит из двух контактов, вольтметра, рукоятки и переключателя нагрузочного сопротивления. Один из вариантов представлен на рисунке.

Прибор для проверки заряда аккумулятора

Нагрузочное сопротивление настраивается таким образом, чтобы обеспечить ток разряда, больший значения емкости в 3 раза. К примеру, если емкость аккумулятора составляет 55 Ач, значит, ток разряда должен быть равен 165 А. Нагрузочная вилка своими контактами подключается к клеммам батареи, после чего замеряется время, в течение которого напряжение снизится с 12,6 до 6 В. Для полностью заряженной и исправной АКБ это время должно составлять не менее 3-х минут.

Заряд аккумулятора также можно оценить по величине выходного напряжения. Для его измерения необходимо воспользоваться вольтметром или мультиметром, предварительно сняв провод с минусовой клеммы АКБ. Ниже приведена таблица зависимости заряда от выходного напряжения.

Устройство для проверки автомобильных аккумуляторов

В этом видео уроке канала «Левша-InterestBox» показали, как сделать тестер автомобильных аккумуляторных батарей из доступных материалов. Для этого понадобится китайский амперметр-вольтметр на 50 ампер (о нем внизу страницы). Рубильник, можно автомат. Автомобильные лампочки.

У многих накапливаются автомобильные лампочки со сгоревшим ближним светом. Если их не выбрасывать, пригодятся в таком тестере. Экран необходим, чтобы не слепило человека. Чтобы мог он нормально наблюдать показания на приборе. Если посмотреть, насколько яркий свет, станет понятно.

На видео показано, как проводится тестирование на 2 батареях: рабочей нормальной и в плохом состоянии. Общая мощность 6 лампочек составляет 450 ватт.

Рабочий аккумулятор на 60 ампер часов. Смотрим показания вольтметра. 12,8 вольт без нагрузки. Лампочки пока не включены. Они соединены параллельно, чтобы создать максимальный ток. Включаем автоматы. Лампочки загорелись. Напряжение 11,7 вольт. Ток стабилизировался — 38 ампер. Мощность 448 ватт. Аккумулятор держит нагрузку, не проседает. Напряжение может немного упасть, но потом выравнивается и будет стабильно держать. Оставим для проверки на 5 минут. Видим, что параметры не изменились. За счёт 5 минутного теста можно смело сказать, что аккумулятор в хорошем состоянии.

Дали тест автомобильного слабенького аккумулятора. Включаем и смотрим за параметрами. Оставляем на 5 минут. Видим, что напряжение и ток падают. Разряжать дальше 9 вольт не стоит. Нет необходимости проверять в течение 5 минут. Батарея подлежит утилизации. К завершению теста напряжение упало до 9 вольт. Ток 33 А. В то же время этот аккумулятор должен выдавать в течение одного часа выдавать в нагрузку только 63 ампера.
Такой простой тестер который позволяет в течение короткого времени за 10 минут понять, стоит ли пользоваться аккумулятором для автомобиля дальше. Перед проверкой необходимо зарядить и оставить его в покое на пять-шесть часов. И желательно на сутки. Когда будет самый правильный тест.

Подключение прибора из Китая

Тест портативных пуско-зарядных устройств для автомобиля — какое лучше

Каждый автомобиль оснащён аккумулятором — это необходимый агрегат для старта двигателя. Аккумулятор может разрядиться, что приведёт к тому, что поездка не состоится.

Портативное пуско-зарядное устройство

Чаще всего с проблемой разряженного аккумулятора водители сталкиваются с наступлением холодов. Иногда, также, причиной разряженного аккумулятора с утра оказываются включённые всю ночь фары. Автолюбители, которые попали врасплох, вынуждены ждать друзей или соседей по гаражу, стоянке или дому, либо нести АКБ к источнику электричества, теряя драгоценное время. При этом тех, кто готов помочь не так много, ведь современные автомобили, оснащённые множеством электроники, не очень хорошо относятся ко внешним подключениям и большим перепадам энергии. Кроме того, «с толкача» тоже можно завести не каждый автомобиль — современные всё чаще имеют АКПП, которая этому препятствует.

Пуско-зарядное устройство — что это такое

Оптимальный выбор для тех, кто хочет подстраховаться на случай разрядки аккумулятора — портативное устройство, которое выполняет роль «прикуривателя». Примечательно оно тем, что может реанимировать даже автомобиль с полностью разряженным аккумулятором, обеспечивая старт двигателя напрямую. Портативное пуско-зарядное устройство, несомненно, делает эксплуатацию машины более стабильной.

Ещё недавно такие приспособления имели большой размер и были не очень удобными в использовании: пуско-зарядные приборы не только были большими и тяжёлыми, но и нуждались в подзарядке и должных условиях хранения не меньше, чем обычный аккумулятор. В связи с этим сфера их эксплуатации была не очень большая — устройство себя банально не окупало и распространения не получило.

Инженеры поняли, что так дело не пойдёт и изобрели новый вид пуско-зарядных устройств — портативных и выполненных по современным технологиям, что позволило снизить требования к условиям хранения. Самые популярные имеют в основе батарею из литий-полимера, которые также используются во многих электронных гаджетах, при своём компактном размере обеспечивают высокую энергетическую эффективность — у них очень большая ёмкость. Энергия с таких батарей может поступать как малыми порциями, которые необходимы, например, телефону, так и большими, что позволит завести автомобиль. Ещё несколько лет назад в это бы просто не поверили, но теперь машина с разряженным аккумулятором стартует от карманной коробочки, а водитель использует её в одиночку.

Виды пуско-зарядных устройств

Приспособления отличаются по размеру и мощности (от карманных бытовых до профессиональных), а также по устройству. Каждая технология производства имеет свои плюсы и минусы.

Импульсные устройства

Принцип работы этих пуско-зарядных приспособлений основывается на импульсном преобразовании напряжения. Высокочастотный инвертор воздействует на напряжение, сначала повышая его, а затем понижая, что обеспечивает разряд. Такие приборы имеют небольшой размер, и, соответственно, малый потенциал — они подходят только для работы с автомобильным аккумулятором и прочими бытовыми приборами, но не для профессионального использования. К недостаткам импульсного портативного пуско-зарядного устройства можно отнести ослабевание потенциала в холодное время года — ослабевает мощность и появляются непредусмотренные скачки напряжения. Кроме того, он сложно поддаётся ремонту. Преимущество заключается в портативности и сравнительно небольшой стоимости.

Трансформаторные устройства

Такие приспособления функционируют за счёт понижения напряжения — они работают как обычные трансформаторы. Им характерна высокая мощность, а также сильные пусковые токи. Трансформаторное пуско-зарядное устройство способно реанимировать даже автомобиль с полностью разряженным аккумулятором, воздействуя напрямую на стартёр. К недостаткам относится довольно большой вес и размер, а также дороговизна.

Аккумуляторные устройства

Для вхождения в рабочее состояние такие приборы требуют подзарядки. Дальнейшее использование напоминает подключение к другому АКБ, но пуско-зарядное устройство отличается, в первую очередь, портативностью. Бытовые приборы справляются только с нуждами автомобилиста, тогда как профессиональные подойдут в качестве источника энергии для любого действия, включая сварочные работы. Крупные аккумуляторные устройства имеют колёса для перемещения и несколько ёмких аккумуляторов.

Конденсаторные устройства

Эти приспособления являются наименее практичными среди всех пуско-зарядных устройств, но всё же справляются с целью — обеспечение зарядки и старта автомобиля. В быту распространение конденсаторных агрегатов малое, так как они имеют высокую цену, плохо влияют на аккумулятор автомобиля и сложны в эксплуатации. Приборы должны быть заряжены — только после этого возможно использование. От аккумуляторного пуско-зарядника отличается относительно большим размером, что является конструктивной особенностью.

Как выбрать пуско-зарядное устройство

Портативное пуско-зарядное устройство Carku E-Power 5

Для выбора приспособлений существует несколько критериев. Для начала это место стоянки автомобиля. В случае когда он всё неиспользуемое время проводит в гараже, портативное пуско-зарядное устройство можно не покупать вовсе — его заменит простая установка. Её приобретение позволит сэкономить на относительно дорогом переносном устройстве. Последний, в свою очередь, уместен тогда, когда автомобиль находится на улице или на стоянке.

Кроме того, необходимо определиться с типом приспособления. Этот критерий во многом связан с классом автомобиля. Для компактного отлично подойдёт импульсное приспособление, которое является оптимальным видом, но имеет небольшой потенциал пуска и зарядки аккумулятора. Для крупного автомобиля рекомендуется приобрести трансформаторное или аккумуляторное устройство, но следует готовиться к тому, что их портативность будет относительной — они имеют довольно большой вес и размер.

Помимо ограничений по типу, к приборам для автомобилей разного размера есть ещё один критерий выбора — мощность. Для компактных машин подойдёт 12-вольтовый прибор, тогда как крупные джипы или грузовики требуют более серьёзного устройства. Следует учитывать, что со временем вольтаж будет падать. Решение этой проблемы — сразу приобрести устройство с настраиваемым напряжением, которое имеет запас вольт.

Сравнение портативных пуско-зарядных устройств

В тестировании приняли участие четыре современных приспособления. Все они имеют небольшой размер и вес, справляются с пуском и зарядкой автомобиля (а также гаджетов). Испытуемые:

  • Berkut Smart Power SP-4500 (Китай);
  • Carku E-Power 5 (Китай);
  • D-Lex Powerbank (Китай);
  • Neoline Jump Starter 140 (Китай).

Как проходило сравнение

Разумеется, тестирование пуско-зарядных устройств на машинах в полевых условиях было бы наиболее показательным, но оно имело больше недостатков, нежели достоинств. С учётом того, что каждый автомобиль имеет разный уровень масла, степень охлаждения радиатором и температуру двигателя, то такое сравнение не было бы объективным. Кроме того, влияние оказывает и окружающая температура, которая может измениться, пока все устройства будут протестированы на одном автомобиле.

При этом изначально рассматривалось только тестирование автомобиля со снятым аккумулятором. Неизвестно, сколько в том или ином АКБ осталось заряда, а также, как электроника машины повлияет на ход исследования.

Из-за возможности существенных расхождений был выбран иной способ тестирования приборов. Оно происходило с помощью нагрузочной вилки на 200 ампер, что позволило имитировать подачу с батареи на стартёр — прокрутку последнего.

Мощности 200 ампер достаточно для того, чтобы завести автомобиль с двигателем до 2 литров. Температура окружающей среды при этом не должна быть ниже –20 градусов по Цельсию.

Имитация запуска двигателя происходила так: пусковое устройство присоединялось к вилке на 4 секунды, после чего происходил перерыв длительностью 12 секунд, а затем ещё один пуск. Это происходило до тех пор, пока не падало начальное напряжение на батарее устройства (ниже 9 вольт). При таком уровне стартер, смотря как устроена система машины, или имеет недостаточно оборотов, или не крутится вовсе.

Напряжение замерялось перед пуском и в процессе. Рассчитывался средний ток. Подсчитывалось количество запусков. Перед тестированием все пуско-зарядные приборы были максимально подпитаны — у каждого показатель свой.

Главный критерий потенциала того или иного пуско-зарядного устройства — количество пусков, которое оно выдерживало, сохраняя напряжение выше 9 вольт. Только после этого учитывалась стоимость, комплектация, простота, безопасности и прочие свойства.

Berkut Smart Power SP-4500

  • Ёмкость — 4500 мАч;
  • Напряжение настраиваемое — 5 и 12 вольт;
  • Мощность — от 200 до 405 ампер.

На корпусе пуско-зарядного прибора расположены 4 кнопки для выбора режима работы, фонарь, индикатор зарядки аккумулятора, 2 индикатора режима работы, вход и 2 выхода — для «крокодилов» и USB. Последний нужен для зарядки электроники, в том числе ноутбуков.

Размеры составляют 192 мм в длину, 122 в ширину и 47 в высоту. Комплектуется приспособление зарядным устройством, силовыми проводами и сумкой для хранения.

Зажимы «крокодилов» произведены из металла и высококачественного пластика — для «зубов» и рукоятей соответственно. Провода присоединены к обеим губам, что обеспечивает лучшее подключение. Устройство имеет отличную защиту от короткого замыкания — даже если соединить все части между собой и подать ток, то сработает защита. Это единственное устройство в тесте, которое обеспечивает полную защиту от замыкания.

На практике пуско-зарядное устройство показало себя хорошо: начальное напряжение составило всего 12,35 вольта, что является наименьшим показателем в тесте, но при создании нагрузки результаты растут. Устройство в работе имеет среднее напряжение, но хорошее значение рабочего тока — 155 ампер. Это лучший результат в сравнении. За счёт наиболее высокого тока Berkut Smart Power SP-4500 имеет лучший потенциал для решения основной задачи — старта двигателя.

Устройство произвело 17 полноценных пусков, после чего самостоятельно выключилось. Произошло это не потому, что кончилась энергия, а в связи со срабатыванием системы безопасности, которая бережёт устройство от исчерпания энергии, так как низкий её запас негативно отражается на работоспособности.

Примечательно то, что прибор автоматически отключает питание через 4 секунды после подачи высокой нагрузки — это очень полезно автомобилистам. Производитель заявляет о 10 пусках, тогда как на деле количество достигло 17.

Устройство не теряет запаса мощности при многократных использованиях и не изнашивается. К недостаткам можно отнести отсутствие переходников для гаджетов, но для водителя это не главное. Более того, компания позиционирует устройство как автомобильное.

Carku E-Power 5

Линейка устройств была обновлена в 2014 году. Приспособление получило модифицированные характеристики:

  • Ёмкость — 12000 мАч;
  • Напряжение — 5, 12 и 19 вольт;
  • Мощность — от 200 до 400 ампер.

В корпусе пуско-зарядного устройства расположены кнопка включения, индикатор степени заряда, светодиодный фонарик, вход для внешней подпитки и три выхода — USB, для ноутбуков и для «крокодилов».

Размеры устройства составляют 149 мм в длину, 79 в ширину и 34 в высоту. В комплекте идут провода для «крокодилов», кабель на 8 адаптеров для ноутбука, штекеры для USB, а также переходники для техники Apple. Всё упаковано в сумку.

Крокодилы выполнены из металла и пластика — «зубы» и рукоятки. Электричество поступает только на одну ручку каждого «крокодила». Существует небольшая вероятность короткого замыкания, но в целом, система достаточно надёжна и безопасна.

Прибор имеет самое высокое напряжение в начале работы (13,12 вольт), тогда как при подключении показатели сравнительно скромные. Рабочий показатель тока составляет 150 ампер — среднее число в тесте. Это же касается и рабочего напряжения — только после 14 пуска оно вырастает выше среднего.

После 19 (при заявленных 20) пуска энергия устройства стала быстро иссякать, а напряжение упало ниже нормы. Оно показало хороший результат и стабильность.

D-Lex Powerbank

Портативное пуско-зарядное устройство D-Lex Powerbank

  • Ёмкость — 12000 мАч;
  • Напряжение — два выхода на 5 вольт и один на 12;
  • Мощность — от 200 до 400 ампер.

На корпусе расположены кнопка включения, индикатор состояния заряда, фонарь, вход для питания, и выхода. Габариты составляют 165 мм в длину, 74 в ширину и 31 в высоту. В комплекте идут 9 насадок для USB, крокодилы с силовым проводом — всё это в чемоданчике.

Зажимы выполнены из стали, а рукояти из пластмассы. Электричество подходит только к одной из ручек.

Начальное напряжение составляет 12,64 вольта — второй показатель в тесте. Рабочая мощность составляет 152,5 ампера, что слегка не дотягивает до лучшего.

Заряд устройства позволил совершить 18 пусков. После этого напряжение упало ниже необходимого. Это лучшее соотношение заявленных и действительных пусков в рейтинге.