Техосмотр транспортных средств планируют передать под контроль МВД

Контроль за станциями техосмотра хотят передать государству

Такую инициативу 1 представило для общественного обсуждения МВД России. Предполагается, что аккредитацию операторов техосмотра будет осуществлять Росаккредитация. На эту же службу планируется возложить полномочия по государственному надзору за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также по контролю за проведением такого осмотра. Кроме того, Росаккредитация займется ведением реестра аккредитованных операторов техосмотра и размещением его в открытом доступе, как и в настоящее время (http://oto-register.autoins.ru/oto/).

Сегодня эти полномочия возложены на Российский союз автостраховщиков (РСА) (ст. 10, ст. 13 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон о техосмотре).

Законопроект предусматривает также ужесточение правил контроля за работой операторов техосмотра. Предусмотрено, к примеру, что в отношении оператора, заявившего о предоставлении или переоформлении аттестата аккредитации, будет проводиться выездная проверка. А в настоящее время – по общему правилу документарная. И только в случае, если у РСА возникнут сомнения в достоверности представленных документов, может быть проведена выездная проверка (ч. 2-4 ст. 22 закона о техосмотре). Срок проведения выездной проверки не изменится – как и сегодня, он будет составлять максимум пять дней (ч. 8 ст. 22 закона о техосмотре). Важно, что в составе инспекторов, проводящих выездную проверку, обязательно должны будут присутствовать сотрудники полиции.

Новые правила могут вступить в силу с 1 января 2017 года.

МВД России поясняет необходимость их принятия тем, что сегодня производственные аспекты деятельности операторов техосмотра фактически остаются вне сферы контроля. Это способствует расширению практики предоставления потребителям некачественных услуг, созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении технических осмотров и дискредитации самого института технического осмотра.

На этом фоне, отмечают в МВД России, ухудшается ситуация с аварийностью с участием технически неисправных транспортных средств, особенно легковых машин и мотоциклов. Количество погибших и раненых в таких ДТП за последние четыре года существенно возросло. Число погибших увеличилось за этот период на 256 человек (на 91%), раненых – на 2282 человека (на 156%).

Основными видами неисправностей стали неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.

Автомобили

Закон и право

Фиктивным техосмотрам вернут реальные штрафы

Контроль за техосмотром правительство передаст Ространснадзору

Правительство РФ готовит масштабную реформу техосмотра. Как стало известно «Газете.Ru», госконтроль за этой процедурой может быть возложен на Ространснадзор. При этом за отсутствие талона техосмотра для водителей вновь могут вернуть штрафы. Эксперты не исключают, что такая реформа техосмотра тем не менее не решит проблем с массовой продажей фиктивных диагностических карт автомобилистам.

Правительство РФ поручило Минэкономразвития разработать реформу техосмотра. Согласно поручению, аккредитацию операторов техосмотра, которыми являются частные компании и индивидуальные предприниматели, могут оставить за Российским союзом автостраховщиков (РСА). Об этом «Газете.Ru» рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

Как ранее писала «Газета.Ru», по итогам заседания президиума Госсовета, прошедшего в марте 2016 года, было поручено провести реформу техосмотра, и вскоре соответствующий документ подготовили в МВД РФ. Там предложили лишить РСА полномочий по аккредитации операторов техосмотра и отдать эту функцию государству, а именно Росаккредитации.

Напомним, контроль над техосмотром в РСА был передан президентом в 2012 году, а ранее этим занималась ГИБДД. После реформы, когда техосмотр стали проводить частные фирмы, аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти.

Корень проблемы чиновники видели в некачественном или вовсе фиктивном техосмотре. В МВД посчитали, что по этой причине надзорная функция вновь должна вернуться государству. Разработанный ведомством законопроект в том числе вводил обязанность проведения выездных аккредитационных комиссий с обязательным участием в них МВД России. Однако инициатива силового ведомства, которая была направлена в правительство, одобрена не была. В итоге в аппарате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова поручили заняться изменениями в федеральное законодательство уже Минэкономразвития.

Борьба с коррупцией в ГИБДД привела к огромным очередям на пунктах техосмотра

«Это поручение предполагает, что аккредитация операторов техосмотра все же останется у РСА, а контроль за операторами будет возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор, входит в структуру Минтранса РФ. — «Газета.Ru»)», — поясняет Ефремов.

«Изменения в 170-ФЗ («О техосмотре ТС») сейчас обсуждаются и готовятся в Минэкономразвития. Документ должен быть разработан в ближайшее время и к 1 декабря будет направлен в правительство на рассмотрение.

Процедура аккредитации изменится таким образом, чтобы не допустить обмана со стороны операторов.

Сейчас, чтобы выехать на осмотр станции проведения техосмотра, нам нужны определенные основания, и, если оператор все документы представил, просто так приехать и убедиться, что это не мошенники, мы не можем. Поэтому было предложено доработать действующий федеральный закон таким образом, что выездная проверка представителей РСА будет обязательным условием для выдачи оператору аккредитации».

Разрабатываемый Минэкономразвития документ предполагает и введение внеплановых проверок аккредитованных СТО, осуществляющих техосмотр. Если МВД предлагало передать эту функцию ему, то теперь задачу могут возложить также на надзорную службу Минтранса. «По крайней мере, в поручении правительства говорится о внеплановых проверках, но МВД в этом контексте не упоминается», — отмечает Ефремов.

МВД предложило ужесточить контроль за техосмотром

Теперь Ространснадзор будет регулярно, раз в пять лет, проводить подтверждение квалификации специалистов, проводящих технический осмотр.

Ведь транспортные средства становятся технически все более сложными, появляются гибридные автомобили, и от того, насколько квалифицирован техник, зависит качество проводимого им техосмотра», — отмечает он.

По словам собеседника, предложение РСА ввести штраф для автовладельцев за непройденный техосмотр — отсутствие диагностической карты — пока обсуждается чиновниками. «Тут в первую очередь стоит вопрос о технических возможностях ГИБДД: смогут ли они с помощью автоматических камер штрафовать за это», — уточняет Ефремов.

Кроме того, поправками в федеральный закон «О техосмотре» функция МВД по контролю за продажей диагностических карт без проведения осмотра может также быть передана Ространснадзору. «Все должно быть в одних руках, чтобы не было толкучки, — говорит Ефремов. — Поэтому и контроль за единой автоматизированной системой технического осмотра (ЕАИСТО), куда заносится вся информация о диагностических картах транспортных средств, также нужно передать из МВД в ведение того же Ространснадзора.

Главное, чтобы не было переизбытка контролеров — бизнесу это ничего хорошего не сулит».

Связаться с представителями аппарата первого вице-премьера Шувалова «Газете.Ru» не удалось. В Минтрансе «Газете.Ru» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, пообещав ответить на вопросы позже.

В пресс-службе Минэкономразвития «Газете.Ru» подтвердили, что работа над законопроектом ведется — он находится на стадии оценки регулирующего воздействия. «В соответствии с поручением правительства Российской Федерации, необходимо доработать законопроект в части установления за Ространснадзором функций по аттестации экспертов — работников операторов технического осмотра, а также государственного надзора за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению техосмотра транспортных средств путем внеплановых выездных проверок в согласованных и четко определенных случаях», — рассказала официальный представитель ведомства Елена Лашкина.

Эксперты сомневаются, что готовящиеся изменения в федеральный закон улучшат ситуацию в сфере техосмотра. «Аккредитацию оставлять у заинтересованной структуры нельзя, — комментирует «Газете.Ru» ситуацию гендиректор союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. — При этом государственный контроль за деятельностью операторов не даст никакого улучшения. Это попытка сохранить текущую ситуацию с некоторой полировкой.

Что изменилось за три года после реформы закона о техосмотре

Страховщики не заинтересованы в технической исправности транспортных средств. Регресса страховых выплат по ДТП с участием неисправных автомобилей нет — значит, это невыгодно страховщикам.

В то же время мы видим, как страховые агенты включились в распространение диагностических карт техосмотра. Страховщики навязывают эту услугу, заставляя клиентов фактически покупать у аффилированных с ними СТО диагностические карты. В противном случае отказывают в продаже полиса ОСАГО. Этими проблемами болеет не один субъект РФ. Кроме того, у многих операторов просто нет оборудования для проведения техосмотра».

Гендиректор ООО «Автоконтроль» Павел Петухов отмечает, что в Москве операторы хотят, чтобы функции по аккредитации и контролю остались в ведении РСА. «Конечно, несколько лет назад все вышло из-под контроля.

В страховых компаниях стали просто продавать диагностические карты без предоставления автомобиля и проверки его технического состояния, оставив честных операторов без работы. То есть техосмотр стал существовать только на бумаге.

Но уже сейчас ситуация стала налаживаться. По крайней мере в Москве РСА проводит проверки, закрывает пункты, работающие фиктивно. Конечно, если какой-либо госорган начнет проверять и закрывать всех без исключения операторов, у которых выявляются нарушения, это хорошо. Но если проверки и санкции будут предприниматься выборочно, то смысла в этом нет».

Контроль за операторами техосмотра собираются передать в Ространснадзор

Диагностические карты техосмотра могут стать электронными. Сама процедура техосмотра будет проходить с помощью фото- и видеофиксации. А контроль за операторами техосмотра собираются передать в Ространснадзор. Эти нововведения обсуждались на прошедшем в Казани Первом съезде операторов технического осмотра Приволжского федерального округа. В его работе, помимо операторов ТО из регионов ПФО, приняли участие и представители Российского союза автостраховщиков (РСА). Подробности — в материале «Реального времени».

Автомобилистам теперь не надо постоянно иметь при себе талон, подтверждающий прохождение техосмотра. На смену ему пришла диагностическая карта, которая содержит полные сведения о транспортном средстве, исправности всех узлов и механизмов. Диагностическая карта по своей сути не отличается от талона ТО, изменилось лишь то, что карта привязывается не к регистрационным номерам автомобиля, а к идентификационному номеру, который закрепляется за авто раз и навсегда. Этот номер включается в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств ЕАИСТО. Но новый документ не имеет никаких степеней защиты, а приобрести сегодня его можно даже не проходя процедуры техосмотра.

Генеральный директор АО «Таттехконтроль» Марат Ярмиев привел такие данные ГИБДД. На 1 января 2017 года в Татарстане зарегистрировано 1,313 млн единиц автотранспорта. При этом в ЕАИСТО включены и получили диагностические карты только чуть более 600 тыс. автомобилей. А должно быть не менее 1—1,1 млн. То есть более 500 тыс. машин ушли мимо!

По словам Марата Ярмиева, с 1 января по 31 июля в Высокогорском районе РТ в базу ЕАИСТО переданы сведения о прохождении владельцами 540 авто техосмотра не у операторов Татарстана. И кого только нет среди операторов. «Подъезжает автомобиль в Татарстане и предъявляет диагностическую карту, выданную оператором Владивостока. Причем у него и полис ОСАГО и диагностическая карта выданы в один день. Это не автомобиль, а самолет!», — привел пример гендиректор «Таттехконтроля».

«Гидра» работает по всем фронтам»

Подробнее о схемах мошенничества с диагностическими картами рассказал исполнительный директор Союза операторов техосмотра РТ Алексей Рыбаков. Вначале он рассказал о поддельных диагностических картах. Так, в Татарстане выдаются карты, на которых не указан оператор техосмотра, его ПТО, печать оператора не имеет никаких реквизитов. Подделывают и карты реальных операторов ТО, к примеру, АО «Таттехконтроль». В качестве технического эксперта одной такой карты был указан директор компании Марат Ярмиев.

Но параллельно диагностические карты выдают и вполне легальные страховые агенты. Карты эти не поддельные, просто автовладельцы приобретают их, не проходя техосмотра.

Причем такую схему использует даже ЗАО «Техосмотр» страховой компании «Росгосстрах».

— Там массово вместе с полисом ОСАГО выдают направление на технический техосмотр с заполненной диагностической картой, — рассказал Алексей Рыбаков. — Безнаказанность этой схемы приводит к появлению других ООО и ИП, не относящихся к «Росгосстраху». Они вместе с ОСАГО выдают не направление на техосмотр, а готовые диагностические карты. Эта мошенническая схема приобрела массовый характер по всей России.

Эту схему исполнительный директор Союза операторов техосмотра РТ назвал «гидрой». И работает такая «гидра», по его словам, по всем фронтам. Одни компании занимаются продажей программных продуктов страховым агентам для выдачи диагностических карт. Вторые ведут переговоры с желающими продать свой доступ к ЕАИСТО операторам технического осмотра, третьи — воруют пароли у отказавшихся работать со вторыми, а четвертые — помогают в сборе документов и аккредитации «бумажных» операторов технического осмотра. Получая небольшой процент за свои услуги, эта машина зарабатывает огромные деньги из-за своей массовости и не несет никакой ответственности.

Диагностическая карта по WhatsApp

Диагностическую карту сегодня можно приобрести и в прямом смысле не сходя с места — через интернет, по электронной почте или через WhatsApp. На электронных аукционах операторы ТО устанавливают цену техосмотра ниже 100 рублей. Понятно, что за эти деньги машина в ПТО даже не заезжает, потому что стоимость полноценного ТО даже превышает предельную стоимость, установленную в Татарстане — 400 рублей. Большую популярность сейчас набирает бизнес по продаже диагностических карт, его можно приобрести даже по франшизе.

С 8 августа 2017 года операторы ТО должны уведомлять РСА об изменении информации о технических экспертах. Эти изменения сначала ввели мошенников в ступор, отметил Алексей Рыбаков. Но и эту проблему они решили. В системе ЕАИСТО абсолютно не защищен механизм передачи информации от операторов ТО. Мошенники пользуются этим, подключая хакеров и взламывая учетные записи операторов ТО. В России в этом году было устранено порядка 200 случаев взлома учетных записей операторов ТО по всей России. Но есть операторы, которые продолжают работать по мошенническим схемам и добровольно передают доступ к учетной записи.

Исполнительный директор Союза операторов техосмотра РТ назвал фразы, которые сейчас наиболее популярны у автовладельцев: «Здесь выдают бумажку для ОСАГО?», «А что, еще и заезжать надо?».

«Страховые агенты — корень зла»

И. о. заместителя управления государственного автодорожного надзора по РТ, бывший замначальника УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов считает, что «корень зла в том, что диагностические карты начали продавать страховые агенты».

От имени страховщиков слово взяла вице-президент союза страховщиков РТ Екатерина Семенова. Она отметила, что страховые компании сами заинтересованы в том, чтобы автомобили проходили настоящий техосмотр, потому что терпят убытки из-за неисправных транспортных средств. «Но у нас нет никаких мер воздействия на компании, продающие диагностические карты без техосмотра. Много страховых полисов сегодня выписывается онлайн, и мы вообще не видим диагностическую карту. Даже если к нам придет клиент, в диагностической карте которого указано, что он 10 минут назад прошел ТО во Владивостоке, мы и тогда не имеем права не выдать ему полис ОСАГО, иначе получим предписание Центробанка. Максимум, что мы можем делать — проводить контрольные закупки. Но это полумеры. Страховые компании не могут решить этот вопрос самостоятельно», — заявила Екатерина Семенова и спросила у представителей РСА, можно ли по результатам контрольных закупок лишать операторов ТО аккредитации.

«Мы уже ввели практику «черных списков» для тех агентов, кто продает диагностические карты без проведения техосмотра», — сообщила вице-президент Союза страховщиков РТ.

Ответить ей решил начальник Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Николай Узков.

По его словам, контрольные проверки — это не область действия РСА, это полномочия правоохранительных органов. «Мы закрываем сайты, которые продают диагностические карты. За этот год более 1 тысячи таких сайтов уже закрыли. Наверное, диагностические карты продают уже не страховые агенты. Это целый бизнес-процесс, в котором крутятся большие деньги», — высказал свое мнение начальник Управления РСА.

Эта фраза о непричастности страховых агентов вновь не оставила равнодушным Радика Рамазанова. Он вспомнил свой гибддшный опыт и назвал официальных операторов, которые предлагают диагностические карты без техосмотра.

— Еще когда я работал в ГИБДД, мы привели к административной ответственности по статье 14.4.1. КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств» такие компании, как «Росгосстрах», «Талисман», «Подмосковье» и других, каждого на 100 тысяч рублей. Вы принимаете эти данные, чтобы лишить эти компании аккредитации? — обратился он к Николаю Узкову.

— Я согласен с тем, что есть факты по «Росгосстраху», но мы говорим об операторах, привлекаем ли мы их. Мы привлекаем, — ответил представитель РСА.

— Я направлял эти данные в РСА, Центробанк и получил отписки, что они не могут провести выездные проверки. И все эти нарушители так и продолжают заниматься этой деятельностью. Что для них эти 100 тысяч рублей, — не остался доволен ответом представитель Ространснадзора.

— Сведения о привлечении оператора по этой статье для нас являются обращением, которое является основанием и поводом для проведения контрольного мероприятия в отношении этого оператора. Что касается лишения аккредитации, у нас есть правила аккредитации. В рамках этих правил мы проводим аккредитацию. И мы не можем переступить через них, — стоял на своем Николай Узков.

«Говорить о том, что мы аккредитуем всех подряд, не совсем правильно»

Далее начальник Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА постарался доказать, что РСА создает «жесткий фильтр по аттестации операторов ТО».

— С 2014 года в ПФО было подано 1 222 заявления на предоставление аттестата аккредитации, при этом было выдано 393 документа. В Татарстане подано 150 заявлений, выдано 36 документов. Говорить о том, что мы аккредитуем всех подряд, не совсем правильно, — заметил Узков.

Он сообщил, что «фильтр по аттестации операторов стоит достаточно жесткий для тех, кто хочет просто зайти на рынок и заработать деньги».

Электронная диагностическая карта и штраф за отсутствие техосмотра

Понятно, что существующая система прохождения техосмотра и выдачи диагностических карт несовершенна и имеет множество лазеек для мошенников. Поэтому РСА подготовил свои предложения по внесению изменений в закон «О техническом осмотре». До 4 декабря этот законопроект должен быть внесен в правительство. Начальник отдела методологии реестра Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Алексей Зоткин рассказал об изменениях, предлагаемых РСА.

РСА предлагает делать диагностическую карту только в электронном виде. Информация по итогам техосмотра в онлайн режиме будет заноситься в ЕАИСТО. Бумажная диагностическая карта будет выдаваться по запросу и только для выезда за границу.

Предусмотрены изменения в структуре контроля за операторами техосмотра. Они могут быть переданы в Ространснадзор. РСА сохранит функции по аккредитации операторов.

РСА получит полномочия по созданию и обеспечению функционирования новой ЕАИСТО. «Мы должны обеспечить персонифицированный безопасный доступ в эту систему, создать все необходимые условия для того, чтобы мошенники не смогли больше заливать фиктивные диагностические карты», — заявил Алексей Зоткин. При этом процедуру техосмотра планируется проводить с применением фото и видеофиксации.

— Этот вопрос еще требует более детальной технической проработки, Потому что видеофиксация — достаточно трудоемкий процесс, — считает начальник отдела РСА.

В новом законопроекте предусмотрено усиление административной ответственности автовладельцев за непрохождение техобслуживания. Сейчас определяется, кто и на каких камерах будет устанавливать эти факты и выписывать штрафы. Но в любом случае, наличие техосмотра будет проверяться только при нарушении ПДД.

Законопроект также предлагает устанавливать уголовную ответственность для операторов ТО за ведение деятельности без аккредитации. Те, кто продает диагностические карты под видом официального документа, будут нести уголовную ответственность до 4 лет лишения свободы, — предупредил Алексей Зоткин.

МВД vs РСА: кто будет контролировать проведение техосмотра?

Контроль за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации в его сегодняшнем варианте – крайне не эффективен.

К этому выводы пришли эксперты, которые проанализировали деятельность частных компаний, получивших аккредитацию от РСА (Российского союза автостраховщиков) для проведения периодической технической диагностики транспорта.

Чего греха таить, водитель, приезжая в пункты диагностики технического состояния транспортных средств, фактически осуществляют плату за не-техосмотр. Если быть точнее, то автовладельцы платят за «бумажку» с цифрами, которая является обязательным условиям для получения вожделенного полиса ОСАГО.

Видео — техосмотр в Сибири — польза или коррупция:

Более того, не являются тайной и многочисленные предложения фирм, продающих услугу доставки заполненной диагностической карты автомобиля прямо на дом и без осмотра самого транспортного средства. Наконец, в услугах одного из известных российских автостраховщиков даже есть специальная опция – за технический осмотр: платишь за него на месте оформления полиса ОСАГО и следом получаешь сам страховой полис.

Именно поэтому в МВД РФ и говорят о полной дискредитации института технического осмотра. Среди прочих аргументов наиболее весомым представляется именно описанный выше: современный технический осмотр носит исключительно формальный характер, когда автомобилист получает карту диагностики своего автомобиля без прохождения предусмотренной законом процедуры техобследования.

Видео — миллионы автовладельцев в России каждый год выбирают между прохождением и покупкой техосмотра:

Итогом такой противоправной практики является резкий рост ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния транспортных средств.

В МВД подготовили поправки в законодательство, согласно которым подконтрольность фирм-операторов, проводящих техосмотр, должна перейти от РСА к Федеральной службе по аккредитации. Специальные же сотрудники ГИБДД должны будут получить право контроля за диагностическим оборудованием, применяемым при техническом осмотре транспортных средств.

Планируется, что нововведения должны «заработать» уже в начале 2017 года.

Рекомендуем знать возможные причины остановки ТС и не создавать условий для этого.

Можно ли отрегулировать фары самостоятельно и как это сделать.

Видео — репортаж о том как можно «пройти» техосмотр даже с неисправностями автомобиля:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Меховая накидка на автомобильное кресло

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?