ремонт регулятора тормозных сил ауди 80 б4

Audi 80 „ В Пути. “. SWAP !? › Бортжурнал › Плановые ТО, ремонт Audi 80 : Часть № 12 — Новая тормозная система Audi 80 ( Часть № 1 ) . Замена Модуля ABS и Колдуна . Доработка задних суппортов .

Всем Доброго Времени Суток !

Как говорится : Тормоза — это наше все ! И что бы не было, как на известном демотиваторе

А меня в последнее время они что то перестали устраивать. Ну не то что бы стали плохо тормозить, просто пришло время с ними немного повозиться — усовершенствовать …
Ну а так так я не умею по немного, я перебрал всю тормозную систему ! Ну а чего мелочиться то, делать — так делать ! ^__^

Регулятор Распределения Тормозных Усилий — Колдун, на Audi 80 :

История стандартная, стал немного подтекать. См фото.

Многие от него избавляются !
Но ведь колдун необходим для регулирования давления на задних тормозах. Производя торможение, нагрузка на передние и задние колеса распределяется неравномерно, поскольку вся тяжесть нагрузки первоначально распределяется на передние колеса. Если они имеют барабанный тип, то блокировка происходит очень быстро. Для того, чтобы перераспределить нагрузку, при этом исключая блокировку колес, и нужен колдун на автомобиле. Он решает с какой силой тормозить задним колесам . Хорошо описано и показано, вот в этом видио —

В общем, по моему мнению он необходим . Ну не зря же его туда поставили производители … ?!

Новый покупать не стал, повезло найти на разборке оригинальный ( VAG — 1H0 612 151 ) и в идеальном состоянии. Всего за ⇒ 1000 руб.

Замена Колдуна, на Audi 80 :

С его заменой всё элементарно.

— Фиксируем педаль тормоза в нажатом состоянии (во избежание вытекания всей тормозухи) . Очищаем колдун от грязи, простукиваем все болты молоточком и обильно проливаем их WD-40 .Затем откручиваем четыре тормозные трубки Рис.1 . После чего откручиваем пружину растяжения от колдуна Рис.2 . После чего откручиваем два болта крепления Рис.3,4 . Вот и всё снятие. См.фото.

— Очищаем от грязи место его установки . И в обратной последовательности, прикручиваем-ставим на место. См.фото.

Замена — Доработка задних суппортов Audi 80 :

Повезло найти на разборке оригинальный суппорт, практически новый . На нем даже не успела отлететь заводская наклейка . И плюс, мне его отдали всего за ⇒ 1000 руб !
А ведь новый оригинальный ( суппорт тормозной, правый : VAG — 8A0 615 424 ), стоит не мало ( 9000 -12000 руб ) . В общем, повезло — так повезло ! См.фото.

Но хоть он и новый, я всё равно решил его немного модифицировать . А точнее, поставить на него пружину троса привода стояночного тормоза . Они помогают лапке стояночного тормоза отодвигаться — не заклинить.
Такие ставились с завода на Audi 80 B3 и на Audi 80/90 quattro, а вот на переднеприводные Audi 80 B4 их увы не ставили . На подобии, ставилось и на другие авто. См.фото.

Идея в общем не новая, у многих они уже стоят . Конечно в идеале всё должно работать и без них . Но я решил что лишним данная доработка не будет . Как говорится : Лучше перебдеть, чем недобдеть | ^__^

И по этому вот…
____________________________________________

Доработка задних суппортов, на Audi 80 :

Для этого нам понадобится:

1. Пружинка троса привода стояночного тормоза (Левая) ⇒ VAG — 191 615 295 ⇒ 150 руб.
2. Пружинка троса привода стояночного тормоза (Правая) ⇒ VAG — 191 615 296 ⇒ 150 руб.
3. Сверло, метчик, два болта, шайбы .

— В начале, вытащил поршень и отчистил его ( при помощи корщётки и керосина ) .Подготовил заранее к покраске . См.фото.

— После чего примеряем пружину и намечаем место для крепления . Затем сверлим отверстие и нарезаем резьбу ( просверлил сверлом 8.5мм и нарезал метчиком М10.0×1.0мм. ) . См.фото .

— Ставим пружину на место, подкладываем нужное количество шайб (что бы было ровно и нигде не цепляло) . Затягиваем. Тестируем … См.фото.

В итоге: нигде не цепляет, всё великолепно. Вот собственно с доработкой и всё .
_____________________________________________

— После чего, покрасил новый суппорт высоко температурной грунтовкой ( в два слоя), выждал время, и покрыл высоко температурной краской ( в два слоя ) . И собрал его заново . См.фото .
— Как разбирать — собирать — перебирать суппорта, у меня подробно описано вот тут : Тормозная система Audi 80 . Переборка суппортов и направляющих скоб . Замена колодок, дисков и тормозной жидкости в Audi 80 . ⇒ ТуТ ⇐

На второй суппорт так же поставил пружину. Кстати, многие периодически спрашивают : как там краска на суппортах поживает ? Так вот, всё великолепно, прошло уже больше чем полтора года с момента покраски суппортов . Краска не слезла и даже пока нету намёков на это .
Так как решил полностью привести — быть уверенным в тормозах. Заодно проверил все трубки и шланги идущие к задним суппортам . Всё оказалось в порядке .Так что просто смазал направляющие и поставил новые колодки . См.фото.
Колодки тормозные (задние) . ⇒ Ate — 13.0460-3602.2 ⇒ 950р. (комплект).

В итоге: Про задние тормоза можно «забыть» . Всё великолепно работает и выглядит.))

Давно замечал, что на нём есть небольшие трещинки . И вот наконец то они дали о себе знать, и из него стала подтекать по чуть -чуть тормозуха .Рис.1 Без особых трудностей нашёл на разборке другой модуль ABS в отличном состоянии . И всего за ⇒ 1500 руб .

Снятие -установка ABS :

— Фиксируем педаль тормоза в нажатом состоянии (во избежание вытекания всей тормозухи) . Затем для удобства откручиваем- отводим в сторону расширительный бачок .Рис.2 После чего откручиваем два сомореза, фиксирующие защитную крышку и отсоединяем проводку.(а так же откручиваем провод минуса от кузова Рис.4 ) Рис.2 После чего откручиваем тормозные трубки .Рис.3 После этого, ослабляем две из трёх гаек держащие модуль ABS .Рис.4 Вот, собственно и всё . См.фото.

После этого можно поставить новый на место и прокачивать тормоза . По рекомендации, нужно это делать на заведённом автомобиле, но при этом отсоединить реле на ABS, а дальше всё по стандартам : Заднее правое колесо ⇒ ⇒ ⇒ Заднее левое колесо. ⇒ ⇒ ⇒ Переднее правое. ⇒ ⇒ ⇒ Переднее левое. ( незабываем подливать тормозную жидкость ) .

Замена тормозной трубки и шлангов, на Audi 80 :

Заодно решил заменить тормозные шланги идущие к суппортам, а то мои давно напрашивались на замену.

1. Тормозные шланги ⇒ Ate — 83.7704-0160.3 ⇒ 2шт. 1120 руб.
2. Шланг тормозной ⇒ Ate — 83.7813-0285.3 ⇒ 1шт. 600 руб.
3. Трубка тормозной системы ⇒ 2шт. 500 руб.
4. Кронштейн крепления шланга тормозной системы ⇒ VAG — 4D0 611 715 B ⇒ 4шт.-100 руб.

Но как я и думал, всё оказалось не так уж и просто . С левой стороны мне так и не удалось его открутить, в итоге пришлось поменять полностью всю магистраль идущую к левому переднему суппорту. Ну да ладно, зато теперь новое стоит . Описывать тут особо нечего, так что, просто смотрим фото процесса .

Подведём общий итог : Забегая немного вперёд… Задняя тормозная система в порядке, включая трубки, шланги и даже Колдуна . ABS исправно работает и не подтекает . В передней части заменены шланги и трубки . И в итоге мы получаем вот такую картину . См. фото.

— А как же передние суппорта и тормозные диски ? Чего не поставил то ?
— Спокойствие, только спокойствие ! Да просто мне надоели эти суппорта и хочется чего то по мощнее…

Но об этом, уже в следующем отчёте …

— ЧТО СКАЖЕТЕ ! ? Как и всегда, мне очень интересно ваше мнение.)

Тормозная система Audi 80 B4

Все автомобили AUDI 80 серийно оснащаются регулятором давления задних тормозов, который предотвращает блокировку задних колес.

Система АБС первоначально устанавливалась только на моделях quattro и автомобилях с шестицилиндровым двигателем. Начиная с января 1993 года, все модели AUDI 80 комплектуются системой АБС.

При нажатии на педаль тормоза, толкатель, соединенный с педалью, давит на два расположенных друг за другом поршня в главном тормозном цилиндре. При этом происходит выдавливание тормозной жидкости и образовавшееся давление передается через шланги и трубопроводы тормозной системы к рабочим цилиндрам тормозных механизмов колес. Поршни рабочих цилиндров отжимают тормозные колодки к тормозным дискам. На задних колесах автомобилей AUDI 80 выпуска до 10/92 г. с двигателем мощностью 66 кВт без АБС вместо тормозных дисков установлены тормозные барабаны. Все остальные версии, включая и модели с двигателем 66 кВт с АБС, имеют и спереди и сзади дисковые тормоза.

Давление тормозной жидкости распространяется по двум независимым друг от друга тормозным контурам, располагающимся диагонально. Это значит, что тормозной контур образуют переднее и диагонально противоположное ему заднее колеса. Благодаря этому обеспечивается остановка автомобиля с достаточной эффективностью при отказе одного из контуров рабочей системы. В этом случае необходимо большее усилие на педаль тормоза, а тормозной путь будет длиннее.

Стояночный тормоз через тросовые тяги воздействует на тормозные механизмы задних колес, независимо от типа тормозного механизма.

Тормозная жидкость
В автомобилях AUDI 80 используется тормозная жидкость спецификации FMVSS116DOT4. Все жидкости указанной спецификации можно без опасений смешивать друг с другом.

Тормозная жидкость является ядовитой и агрессивна в отношении лакокрасочного покрытия автомобиля. Она не замерзает даже при температурах -40°С и имеет точку кипения около 260°С. Недостатком тормозной жидкости является её повышенная гигроскопичность, что ведет к снижению точки кипения. При 2,5% воды в тормозной жидкости её точка кипения составляет уже только 150°С. Это опасно, особенно при высокой нагрузке на тормозные механизмы. Влага, впитываемая тормозной жидкостью, не только снижает точку её кипения, но и ведет к коррозии тормозных цилиндров и трубопроводов. По этой причине план технического обслуживания предусматривает замену тормозной жидкости через каждые два года.

Для замены тормозной жидкости нужно два литра свежей.
1 Слейте из расширительного бачка всю тормозную жидкость, отбирая её сифоном или старой масленкой. Как только вся жидкость из расширительного бачка будет таким образом слита, залейте в бачок новую.
2 Выполните прокачку системы, пока из штуцера прокачки не начнет поступать свежая тормозная жидкость. Чтобы гарантировать полное удаление отработавшей тормозной жидкости, при выполнении прокачки слейте из каждого штуцера прокачки по 500 смЗ тормозной жидкости.

Порядок прокачки: сзади справа, сзади слева, спереди справа и в последнюю очередь спереди слева.

Внимание! Отработавшая тормозная жидкость подлежит утилизации.

Низкий уровень тормозной жидкости сигнализируется водителю контрольной лампочкой на щитке приборов. Вместе с тем, мы рекомендуем регулярно выполнять визуальный осмотр системы.

3 Откройте капот и при необходимости протрите ветошью расширительный бачок с тормозной жидкостью.

Расширительный бачок выполнен из прозрачного материала, что позволяет без труда определить уровень тормозной жидкости, который должен находиться между метками MIN и МАХ (см. иллюстрацию 1.0).

При износе тормозных накладок уровень тормозной жидкости снижается, а после установки новых его уровень немного выше, что допускается. Однако, если уровень тормозной жидкости опустился до отметки MIN или ниже, то нужно срочно искать место утечки. Другой причины быть не должно, потому что жидкость не испаряется и не расходуется.

Для того, чтобы быстрее определить место возможной утечки, желательно, чтобы днище и находящиеся там узлы и детали были сухими. Влажные места позволяют предположить утечку жидкости.

4 Проверьте все места соединений тормозной системы, а также суппорты и щиты тормозных барабанных механизмов, за которыми стоят тормозные цилиндры колес.
5 Убедитесь, что тормозные шланги не влажные, не набухшие и не протерлись. В противном случае замените соответствующий шланг.
6 Не чистите трубопроводы тормозной системы с помощью отвертки, наждачной бумаги или металлической щетки, потому что эти трубы имеют защитное покрытие. Такая чистка обеспечит образование ржавчины.
7 Нанесите грунтовку, защищающую от ржавчины, на места с поврежденным защитным покрытием.
8 Замените трубопроводы, имеющие коррозионные язвы и прогибы.
9 Установите новые защитные колпачки на штуцеры прокачки в случае отсутствия прежних.
10 Выполните проверку тормозной системы. Для этого резко нажмите на педаль тормоза. Противодействие давлению на педаль не должно снизиться даже через несколько минут. В противном случае имеет место дефект защитной манжеты главного тормозного цилиндра. При дефекте манжеты главного тормозного цилиндра уровень тормозной жидкости в расширительном бачке не снижается. Однако жидкость под давлением просачивается на тыльную сторону поршня главного тормозного цилиндра.

Места утечки тормозной жидкости на манжетах поршней суппортов и колесных тормозных цилиндров можно определить по темным пятнам на поверхности щита тормозного механизма и суппорта.

Увеличенный ход педали тормоза может означать, что тормозные накладки истерлись и подлежат замене. Слишком большой ход тормозной педали может быть обусловлен также заклинившими тормозными колодками или приржавевшими тормозными барабанами у автомобилей с таким типом задних тормозных механизмов. Слишком большой ход педали наблюдается также и при попадании воздуха в тормозную систему. Надавите на педаль тормоза рукой. Свободный ход педали не должен быть больше 1/3 от её возможного общего хода.

В случае сомнения в собственных силах мы рекомендуем для проверки тормозной системы обратиться в мастерскую.

Дисковые тормоза

Вместе с каждым передним колесом вращается стальной диск, на котором подобно седлу находится суппорт тормозного механизма. При нажатии на педаль тормоза тормозные колодки давят на диск и таким образом происходит торможение. Для обеспечения эффективного прижима тормозных колодок к тормозному диску автомобили AUDI 80 с шестицилиндровым двигателем имеют по два колесных цилиндра в суппорте и образующих скобу.

Охлаждение дисковых тормозов осуществляется встречным воздушным потоком. Дополнительное охлаждение имеют тормозные диски передних механизмов у автомобилей с двигателем от 85 кВт. То же самое относится и к моделям с двигателем мощностью 66 кВт с автоматической трансмиссией. Это дополнительное охлаждение выполняется через специальные большие отверстия, через которые проходит воздушный поток.

На автомобилях AUDI 80 передние колеса, а у некоторых моделей и задние, оборудованы дисковыми тормозными механизмами с так называемой плавающей скобой, состоящей из суппорта и колесного цилиндра. Эта скоба имеет форму сжатого кулака. Поршень в корпусе колесного цилиндра отжимает внутреннюю тормозную колодку к тормозному диску. При этом сам корпус тормозного цилиндра смещается в направляющей втулке и отжимает к тормозному диску внешнюю тормозную колодку.

Влага на тормозных дисках при движении по мокрой дороге в дождь или по снегу на некоторые доли секунды замедляет срабатывание тормозов. Это время нужно для удаления влаги с тормозного диска путем её испарения. Этот эффект усугубляется зимой, потому что соль, которой посыпаются дороги в этот период времени, оседает на тормозных дисках и колодках.

Тормозные колодки передних дисковых тормозов

Тормозных колодок передних дисковых тормозов хватает обычно для пробега 50 000 км. Вместе с тем мы рекомендуем не пренебрегать регулярным визуальным осмотром их состояния. Допустимая остаточная толщина тормозных накладок составляет 2 мм. Толщина металлической пластины, на которой крепится накладка, при этом не учитывается. Эта пластина имеет толщину около 5 мм. Визуальный контроль толщины колодок выполняется при снятом колесном колпаке.

1 Осветите тормозные колодки карманным фонариком через отверстие в колесном диске и оцените состояние и толщину тормозных колодок. Более точным является контроль тормозных колодок на снятых колесах.
2 Измерьте толщину внутренних и внешних тормозных колодок с помощью линейки (см. иллюстрацию).

Тормозные диски и колодки Audi 80 (B4) — проверка состояния и замена

1 При снятии колес для проверки состояния тормозных колодок одновременно следует проверить и тормозные диски
На поверхности тормозных дисков не должно быть рифлей, образовавшихся в результате трения от попавшего загрязнения. Эти рифли ведут к преждевременному износу новых тормозных накладок и снижают эффективность торможения. Рифленые тормозные диски можно доработать шлифовкой, если они не износились и их толщина позволяет это сделать. Посинение металла тормозного диска можно оставить без внимания.
2 Заменять тормозные диски следует одновременно на обоих колесах. Замена тормозного диска только на одном колесе может привести неравномерному торможению колес.

3 Установите перед автомобиля на козлы.
4 Снимите колесо.
5 Выверните болты крепления суппорта и снимите суппорт. Тормозной шланг от суппорта не отсоединяйте.
6 Выверните винт с крестообразным шлицем, если таковой имеется.
7 Снимите тормозной диск со ступицы. Если он не поддается, то сбейте его молотком при условии, что этот диск больше устанавливаться не будет.
8 Почистите перед установкой нового тормозного диска поверхность ступицы, к которой прилегает диск.

При замене тормозных колодок обязательно следует менять тормозные колодки обоих тормозных механизмов колес. При замене тормозных колодок тормозного механизма фирмы Girling (Гирлинг) нужны два новых самоконтрящихся болта крепления суппорта. Они входят в комплект тормозных накладок. При замене тормозных колодок тормозного механизма фирмы ATE прежние болты менять на новые не нужно.

По мере истирания тормозных колодок поршни колесных цилиндров во все большей степени выдвигаются вперед. Поэтому, перед установкой новых тормозных колодок их нужно отжать назад. При этом происходит выдавливание тормозной жидкости обратно в расширительный бачок. Если перед этим тормозная жидкость доливалась в бачок, то возможно, что в результате количество жидкости в бачке окажется излишним. В таком случае излишек жидкости в бачке отберите, чтобы она не выливалась и не повредила прилегающие детали.
9 Установите перед автомобиля на козлы.
10 Снимите колесо.
11 Поверните рулевое колесо до упора, чтобы обеспечить доступ к тормозным колодкам.
12 Тормозной механизм фирмы ATE. Снимите защитный кожух на внутренней стороне тормозного механизма.
13 Вставьте торцовый ключ в отверстие на головке нижнего болта крепления тормозной скобы и выверните болт (см. иллюстрацию). Верхний болт крепления скобы не вывинчивайте.
14 Поднимите суппорт (скобу) вверх. Если вывернуты оба болта крепления, то скобу можно снять и закрепить на кузове.
15 Тормозной механизм фирмы Girling. Выверните только нижний болт тормозной скобы. Удерживайте при этом направляющий палец за шестигранник во избежание его проворачивания (см. иллюстрацию).
16 Откиньте суппорт вверх (см. иллюстрацию).
17 Оба типа тормозных механизмов. Извлеките из направляющих тормозные колодки (см. иллюстрацию).
18 Вдавите поршень колесного цилиндра с помощью струбцины. Во избежание повреждения поршня положите между поршнем и опорным кольцом струбцины деревянный брусок (см. иллюстрацию).
Поршни плавающей тормозной скобы с двумя колесными цилиндрами вдавливаются идентичным образом оба вместе или же по одному.
19 Убедитесь, что теплозащитная прокладка поршня колесного цилиндра установлена правильно (см. иллюстрацию 2.17).
20 Установите новые тормозные колодки.
21 Установите на место суппорт (скобу) и закрепите его болтами. Болт крепления суппорта тормозного механизма фирмы ATE затяните с моментом 25 Нм и наденьте защитный колпачок.
22 Замените нижний болт крепления суппорта тормозного механизма фирмы Girling на новый и затяните его с моментом 35 Нм. Верхний болт крепления не подтягивайте. Этот болт также является самоконтрящимся и его дополнительная затяжка нарушит этот эффект. При затяжке нижнего болта удерживайте направляющий палец тонким гаечным ключом от проворачивания. Если воспользоваться достаточно толстым гаечным ключом, чтобы удержать направляющий палец от проворачивания, то этот ключ при затяжке зажмет и момент затяжки будет выставлен неправильно.
23 Несколько раз выжмите педаль тормоза, чтобы тормозные накладки самоустановились.

После установки новых тормозных колодок до пробега первых 500 км избегайте при возможности резкого торможения.

Скобы тормозных механизмов передних колес крепятся двумя рип-болтами к амортизационной стойке. Эти болты ни в коем случае нельзя заменять на обычные. Момент затяжки рип-болтов 125 Нм.

При повреждении манжеты колесного цилиндра в суппорте её надлежит незамедлительно заменить. В противном случае попавшая в цилиндр грязь заклинит его поршень. Манжета продаётся в комплекте с уплотнительным кольцом поршня. Для того, чтобы установить эти детали поршень следует выдавить из цилиндра. Мы рекомендуем поручить эту работу мастерской, самостоятельно сняв суппорт и доставив его в мастерскую.

Тормозную систему необходимо прокачивать, если для выполнения ремонтных работ необходимо было отсоединить тормозной шланг или трубопровод.

Тормозной барабан Audi 80 (B4) — снятие, проверка и установка

Тормозные механизмы задних колес переднеприводных моделей AUDI 80 с двигателем мощностью 66 кВт (без АБС) выпуска до 10/92 г. комплектовались тормозными барабанами.

В указанных тормозах обе тормозных колодки прижимаются к тормозному барабану под давлением, поступающим от поршней колесного цилиндра, который располагается между верхними частями обеих тормозных колодок. Расположение тормозных колодок в тормозном барабане AUDI 80 таково, что одна из тормозных колодок имеет самоусиливающийся тормозящий эффект, а колесный цилиндр, применяемый в данном типе тормозов, является сдвоенным. Самоусиливающийся тормозящий эффект состоит в том, что одна из тормозных колодок при достижении колесом определенного числа оборотов начинает самостоятельно притягиваться к тормозному барабану, облегчая процесс торможения. Этой колодкой является передняя колодка, если смотреть по ходу движения.

Тормозной барабанный механизм является самоустанавливающимся. Этот эффект обеспечивается за счет регулировочного устройства для автоматического регулирования зазора между тормозными колодками. По мере износа тормозных колодок пружина разжимной планки между обеими тормозными колодками вынуждена удлиняться, чтобы колодки при торможении прилегали к тормозному барабану. Это удлинение разжимной планки обеспечивает клин с возвратной пружиной, натяжение которой увеличивается с износом тормозных накладок и она перемещает клин, позволяя удлиняться пружине разжимной планки.

При определении остаточной толщины тормозных накладок измеряют только толщину передней колодки, потому что она истирается в большей степени.
1 Установите заднюю часть автомобиля на козлы.
2 Снимите с соответствующего заднего колеса пластмассовый колпак (см. иллюстрацию).
3 Посветите карманным фонарем в смотровое отверстие в корпусе суппорта. Остаточная толщина тормозных колодок без опорной пластины должна быть не менее 2,5 мм.
Тормозной барабан можно демонтировать, не снимая колесо.
4 Выверните один из болтов крепления колеса.
5 Установите заднюю часть автомобиля на козлы.
6 Вращайте колесный диск или тормозной барабан до тех пор, пока отверстие вывернутого болта крепления колеса не окажется вверху.
7 Вставьте отвертку в отверстие под болт и отожмите регулировочный клин вверх. Тормозные колодки при этом отойдут от тормозного барабана.
8 Снимите защитный колпачок с гайки ступицы колеса.
9 Отогните концы разжимного шплинта на гайке и извлеките его.
10 Снимите прорезную стопорную шайбу и отверните шестигранную гайку ступицы.
11 Снимите упорную шайбу и наружный подшипник
12 Снимите тормозной барабан (см. иллюстрацию).
13 Отрегулируйте люфт подшипника после установки тормозного барабана на место.
14 Выжмите педаль тормоза, чтобы тормозные колодки самоустановились в тормозном барабане.

Внимание! Если регулировочный клин тормозного механизма не удаётся отжать вверх из-за того, что он заржавел, то попросите помощника нажать на педаль тормоза. При этом клин переместится вверх. Теперь помощник должен отпустить педаль. В этом положении педали можно извлечь отвертку из отверстия под болт крепления колеса. Если отвертку извлечь раньше, то клин вернется в исходное положение.

Внимание! Педаль тормоза можно нажимать только при неснятых тормозных барабанах.

Проверка состояния тормозного барабана
Поверхность тормозного барабана, к которой прилегают тормозные колодки, должна быть максимально гладкой. Если на ней имеются канавки или рифли, образовавшиеся в результате трения заклепок истершихся тормозных накладок, то тормозной барабан можно обточить. Новый тормозной барабан имеет внутренний диаметр 230 мм. После доработки внутренний диаметр тормозного барабана не должен превышать 231 ЧУ В противном случае оба тормозных барабана подлежат замене.

Если барабан подвергался доработке, на тормозные колодки следует устанавливать накладки увеличенной толщины.

Колесный цилиндр — снятие
15 Снимите тормозной барабан.
16 Снимите тормозные колодки.
17 Выверните штуцер прокачки.
18 Отсоедините тормозной шланг. Если новый колесный цилиндр не будет устанавливаться сразу, то нажмите на педаль тормоза и удерживайте её в этом положении, чтобы избежать утечки и потери-тормозной жидкости.
19 Выверните два болта крепления колесного цилиндра на суппорте и снимите цилиндр.

Тормозные колодки — снятие и установка

Снятие
1 Снимите тормозной барабан.
2 Отожмите пассатижами зажим пружины опорного пальца тормозной колодки и поверните его на 90°. Опорный палец при этом удерживайте с тыльной стороны опорного щита, чтобы он не прокручивался вместе с зажимом (см. иллюстрацию).
3 Снимите зажим и направляющую пружину.
4 Отсоедините возвратную пружину клина механизма автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном.
5 Отсоедините снизу тормозные колодки от опорной пластины, а сверху — от упоров поршней колесного цилиндра.
6 Отсоедините трос привода стояночного тормоза от тормозных колодок.
7 Снимите верхнюю и нижнюю стяжные пружины тормозных колодок.
8 Извлеките из разжимной планки клин механизма автоматического регулирования зазора между тормозными колодками и барабаном.
9 Отсоедините опорную пружину разжимной планки. При необходимости зажмите разжимную планку в тиски.

Установка
10 Зажмите разжимную планку в тиски для установки опорной пружины на тормозной колодке.
11 Закрепите опорную пружину на второй тормозной колодке и вставьте сверху клин механизма автоматического регулирования зазора. Его язычок должен быть обращен к тормозной колодке.
12 Закрепите на задней тормозной колодке рычаг привода стояночного тормоза и верхнюю стяжную пружину.
13 Закрепите на рычаге привода трос стояночного тормоза прежде чем установить тормозные колодки на место.

Дисковые тормоза задних колес

Автомобили с АБС вместо барабанного тормозного механизма комплектуются дисковым тормозным механизмом задних колес. Как и на передних колесах, этот механизм представляет собой плавающую скобу. Дополнительно к гидравлическому приводу, тормозной механизм задних колес приводится в действие также тросовым приводом стояночного тормоза. Трос на рычаге стояночного тормоза через толкатель приводит в действие поршень колесного цилиндра, который отжимает тормозные колодки к диску.

Дисковый тормозной механизм задних колес регулируется автоматически. Поршень колесного цилиндра по мере износа тормозных накладок выходит из цилиндра, обеспечивая оптимальный прижим колодок к диску при торможении. Поступающая тормозная жидкость не допускает образования люфта между колодками и тормозным барабаном во время торможения.

Иная ситуация складывается с механическим стояночным тормозом. В определенный момент толкатель привода стояночного тормоза будет не доставать до поршня колесного цилиндра, который смещается по мере износа тормозных накладок. Предотвращает такую ситуацию устройство регулировки зазора, которое по мере необходимости «удлиняет» толкатель. Основным элементом регулирующего устройства является резьбовой механизм, по которому по мере износа тормозных накладок смещается вторая часть толкателя, сохраняя тем самым прежний зазор между тормозными колодками и поршнем и не позволяя поршню отходить назад. По этой причине при замене износившихся тормозных накладок на новые, поршень колесного цилиндра нельзя просто вдавливать в исходное положение. Его следует только откручивать назад.

Проверка состояния тормозных колодок дискового механизма задних колес выполняется точно также как и у передних. Остаточная толщина тормозных накладок без учета опорных пластин не должна быть менее 2 мм (см. иллюстрацию 5.0).

Одновременно с проверкой тормозных колодок проверяется и состояние тормозных дисков. Последовательность действий при этом, а также допустимый износ диска, идентичны порядку проверки и износу тормозных дисков передних колес.

Тормозные накладки дисковых тормозов задних колес — замена
Для замены тормозных накладок дисковых тормозов задних колес кроме новых накладок необходимы четыре самоконтрящихся болта, которые, как правило, входят в комплект поставки. В целом эта работа не представляет особых трудностей при условии, что в распоряжении автовладельца имеется специальный ключ 3131. Нижеприведенный порядок действий указан с учетом того, что такой ключ приобретен или изготовлен самостоятельно по шаблону.
1 Выверните оба болта крепления плавающей скобы. Удерживайте при этом направляющий палец за шестигранник от проворачивания.
2 Снимите плавающую скобу (суппорт).
3 Снимите тормозные колодки с направляющих.

4 Установите специальный ключ 3131 на поршень колесного цилиндра и вверните поршень обратно в цилиндр (см. иллюстрацию).
6 Попросите помощника проследить за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке. Если в момент возвращения поршня колесного цилиндра уровень тормозной жидкости увеличится настолько, что она может выливаться через край, то жидкости отберите.

Внимание! Поршень колесного цилиндра дискового тормозного механизма задних колес вкручивается, а не вдавливается. Несоблюдение этого требования разрушит механизм регулировки зазора между поршнем и толкателем привода стояночного тормоза.

7 Установите на место колодки с новыми тормозными накладками.
8 Закрепите плавающую скобу новыми самоконтрящимися болтами с моментом 35 Нм. При затяжке болта крепления скобы удерживайте направляющий палец тонким гаечным ключом от проворачивания. Если воспользоваться достаточно толстым гаечным ключом, чтобы удержать направляющий палец от проворачивания, то этот ключ при затяжке будет зажат и момент затяжки будет выставлен неправильно.
9 Выполните настройку тормозного механизма. Для этого установите заднюю часть автомобиля на козлы.
10 Отпустите стояночный тормоз.
11 Убедитесь, что тросы привода стояночного тормоза не натянуты. Для этого переведите и отпустите рычаг привода стояночного тормоза попеременно на суппортах левого и правого колес до упора. Если при этом также отходит до упора и возвращается в исходное положение рычаг привода стояночного тормоза противоположного суппорта, то тросы стояночного тормоза натянуты слишком сильно.
12 Ослабьте их вращением центральной гайкой регулировки натяжения.
13 Опустите автомобиль.
14 Выжмите педаль тормоза, не запуская двигатель, примерно 40 раз.
15 Установите автомобиль на козлы.
16 Убедитесь, что задние колеса свободно вращаются.

Суппорт — снятие и установка
17 Отсоедините тормозной шланг от суппорта, если суппорт будет сниматься для замены.
Порядок снятия суппорта такой же как и при замене тормозных колодок.
18 Отсоедините тросы привода стояночного тормоза.
19 Выверните оба болта крепления тормозного щита к ступице. При установке эти болты затяните с моментом 65 Нм.
Установка суппорта выполняется также, как и при установке после замены тормозных колодок.
20 Выполните настройку тормозного механизма.
Замена манжет поршня колесного цилиндра тормозного механизма задних колес выполняется идентично замене манжет на передних колесах.

Тормозной диск задних колес — замена
21 Снимите суппорт.
22 Снимите тормозной диск.
23 Почистите место посадки тормозного диска на ступице и установите новый тормозной диск.
24 Выполните настройку тормозного механизма.

Главный тормозной цилиндр — снятие и установка

Главный тормозной цилиндр является основным в тормозной системе. Он расположен с левой стороны задней части моторного отсека и управляет колесными цилиндрами суппортов.

Снятие
1 Полностью отберите тормозную жидкость из расширительного бачка.
2 Отсоедините главный тормозной цилиндр от расширительного бачка.
3 Отсоедините все тормозные шланги от главного тормозного цилиндра.
4 Вверните два болта крепления главного тормозного цилиндра.

Установка
5 Установите новое уплотнительное кольцо между вакуумным усилителем тормозного привода и главным тормозным цилиндром
6 Зсхяните гайки крепления тормозных шлангов на главном тормозном цилиндре с моментом 25 Нм.
7 Смочите уплотнительную прокладку соединительного патрубка расширительного бачка тормозной жидкостью перед тем как надеть бачок.
8 Прокачайте тормозную систему.

Вакуумный усилитель тормозного привода — проверка, снятие и установка

Дисковые тормоза в отличие от барабанных не имеют усиления тормозящего эффекта. Поэтому для обеспечения надлежащего тормозного действия необходимо приложение большего усилия на тормозную педаль. Около 60% этого усилия обеспечивает вакуумный усилитель тормозного привода, соединенный с главным тормозным цилиндром. Вместе с тем, педаль тормоза также непосредственно соединена с поршнем главного тормозного цилиндра. Такое конструкционное решение является вынужденным на случай отказа вакуумного усилителя.

Вакуумный усилитель обеспечивается пониженным давлением от впускного коллектора через соответствующий шланг. При торможении из-за разницы между атмосферным давлением и давлением воздуха от впускного коллектора происходит смещение большой эластичной мембраны, которая дополнительно воздействует на поршень главного тормозного цилиндра. При заглушённом двигателе от вакуумного усилителя не поступает дополнительной помощи при воздействии на педаль тормоза. Если же двигатель внезапно глохнет, то созданного запаса пониженного давления хватает еще на несколько торможений.

Автомобили с дизельным двигателем оборудуются насосом, обеспечивающим подачу пониженного давления к вакуумному усилителю, ввиду отсутствия такового во впускном коллекторе (см. иллюстрацию 8.0).

Для улучшения функционирования вакуумного усилителя автомобили с пятицилиндровым бензиновым двигателем дополнительно комплектуются соответствующим насосом. Этот насос приводится в действие от распределительного вала и располагается на левой стороне головки блока цилиндров (см. иллюстрацию 8.0а).

Проверка
1 Заглушите двигатель.
2 Нажмите на педаль тормоза 10 раз.
3 Оставьте педаль тормоза в нажатом положении и запустите двигатель. Если вакуумный усилитель тормозного привода в норме, то педаль тормоза при заработавшем двигателе сместится еще немного вниз. Если этого не происходит, то вакуумный усилитель неисправен. Наиболее вероятной причиной дефекта является негерметичность шланга подачи низкого давления воздуха от впускного коллектора, неисправность обратного клапана на шланге низкого давления, износ резинового уплотнительного кольца между главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем или манжеты вакуумного усилителя.
4 Отсоедините шланг подачи низкого давления воздуха от вакуумного усилителя для проверки обратного клапана. При продувке клапан должен свободно пропускать воздух, перекрывая ему доступ при всасывании. Обратный клапан поставляется в комплекте со шлангом.
5 Демонтируйте главный тормозной цилиндр, если причиной отказа вакуумного усилителя оказалось уплотнительное кольцо между цилиндром и усилителем.
6 Замените вакуумный усилитель тормозного привода, если он вышел из строя. Ремонт вакуумного усилителя невозможен (см. иллюстрацию).

Снятие
7 Снимите главный тормозной цилиндр.
8 Отсоедините шланг подачи пониженного давления воздуха.
9 Снимите накладку под панелью приборов в пространстве для ног водительской стороны.
10 Снимите, действуя в пространстве для ног, шарнирный валик с вилки тяги привода вакуумного усилителя.
11 Отверните со стороны салона самостопорящиеся гайки крепления вакуумного усилителя на разделительной стенке.
12 Отверните две гайки над вакуумным усилителем в моторном отсеке.
13 Снимите вакуумный усилитель. При установке нового вакуумного усилителя необходимо отрегулировать длину тяги его привода. Регулировка выполняется до установки нового усилителя. Расстояние между серединой вилки и поверхностью установки на четыре упорных пальца должно составлять 271 мм (допуск — 0,5 мм).
14 Затяните контргайку после выполнения регулировки тяги.
15 Смажьте валик вилки тонким слоем смазки. Прежние самоконтрящиеся гайки и скобы крепления валика замените на новые.
16 Не забудьте установить новое уплотнительное кольцо между главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем.

Регулятор давления тормозной жидкости в задних тормозах

У автомобилей AUDI 80 с приводом на передние колесарегулятор давления тормозной жидкости в задних тормозах располагается на кронштейне перед задней подвеской. Он регулирует давление тормозной жидкости на поршни колесных цилиндров задних колес. Такая регулировка выполняется в зависимости от загруженности автомобиля. При полностью загруженном автомобиле давление на поршни увеличивается. При этом задняя подвеска лишь незначительно разгружается при торможении. Если в салоне находятся всего один или два человека, то давление снижается и задние амортизационные стойки как бы приподнимают кузов автомобиля.

Информацию о нагрузке на стойки регулятор давления получает от пружины, которой он соединен с задней подвеской (см. иллюстрацию 9.0).

Для проверки функционирования регулятора давления необходим помощник. Автомобиль не нужно ставить на козлы.

Выжмите до упора педаль тормоза и резко отпустите её. При этом рычаг регулятора давления должен сместиться.

Для более точной проверки регулятора давления необходимы специальные приспособления.

В автомобилях AUDI 89 quattro регулятор давления располагается в моторном отсеке перед блоком АБС. Блокировку задних колес регулятор давления предотвращает тем, что не даёт давлению тормозной жидкости подняться до опасного уровня.

Трубопроводы и шланги циркуляции тормозной жидкости — снятие и установка

Внимание! Тормозная жидкость ядовита. Кроме того, она разрушающе действует на лакокрасочное покрытие.

Во избежание вытекания тормозной жидкости из системы при отсоединении трубопровода или шланга выполните перед их отсоединением следующее.

Отверните штуцер прокачки соответствующего тормозного контура.

Наденьте на штуцер шланг. Свободный конец шланга опустите в емкость.

Выжмите до упора педаль тормоза и зафиксируйте педаль в этом положении, подперев её деревянным бруском соответствующей длины. Отверстия, через которые происходит подача тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре, таким образом оказываются перекрытыми и тормозная жидкость вытекать не будет.

Для отсоединения и последующего крепления трубопроводов и шлангов необходим соответствующий ключ. Для удерживания шлангов от проворачивания нужен еще один гаечный ключ на 14.

После выполнения работ, касающихся гидравлики тормозной системы, саму систему в обязательном порядке необходимо прокачать. Обычно достаточно выполнить прокачку тормозного контура, на котором выполнялись соответствующие работы.

Отсоединение трубопроводов
1 Отверните накидную гайку трубопровода. Противоположную гайку (тормозного шланга) удерживайте другим ключом от проворачивания (см. иллюстрацию 10.1).
Если гайка трубопровода заржавела и проворачивается вместе с трубопроводом, то такой трубопровод следует заменить. В этом случае обрежьте трубопровод рядом с гайкой. Саму гайку затем отверните шестигранной торцевой насадкой.
2 Закрепите новый трубопровод в соответствующих держателях.
3 Прокачайте тормозную систему.

Отсоединение тормозных шлангов
4 Отверните накидную гайку тормозного шланга. Противоположную гайку (трубопровода) удерживайте другим ключом от проворачивания.
Тормозной шланг может быть закреплен на кузове держателем в виде скобы, предотвращающей смещение шланга. Не забудьте закрепить шланг в этой скобе после завершения работ.
При установке шлангов вначале закрепите тот конец шланга, на котором имеется внешняя резьба. Не допускайте перекручивания шлангов. Руководствуйтесь цветной полосой на шланге.
5 Выполните прокачку тормозной системы.
6 Убедитесь, что ни один из шлангов во время движения автомобиля не будет перетираться.

Воздух в тормозной системе — удаление

Прокачку тормозной системы необходимо выполнять после ремонта гидравлики, когда в цилиндры и трубопроводы попадает воздух.
1 Залейте в расширительный бачок новую тормозную жидкость. Выполняя прокачку, следите за уровнем тормозной жидкости в бачке и при необходимости постоянно пополняйте. В противном случае её уровень может снизиться и в систему вместо удаления вновь будет закачан воздух.
2 Снимите защитный колпачок с соответствующего штуцера прокачки. Последовательность прокачки следующая: сзади справа, сзади слева, спереди справа, спереди слева.
3 Почистите штуцер и наденьте на него прозрачный шланг (идентичный шлангу стеклоомывателя). Свободный конец шланга опустите в емкость, частично заполненную тормозной жидкостью (см. иллюстрацию).
4 Попросите помощника нажимать на педаль тормоза («качать»), чтобы поднять давление в системе.
5 Отверните штуцер прокачки соответствующего колеса примерно на 1( оборота и сбросьте давление. Помощник при этом должен нажать педаль тормоза до упора и удерживать её в этом положении.
6 Заверните штуцер и вновь поднимите давление в системе.
7 Откройте штуцер вновь.
8 Повторяйте указанную процедуру до тех пор, пока в шланге не исчезнут пузырьки воздуха. Если из гидравлики перед выполнением ремонтных работ сливалось большое количество тормозной жидкости, то прокачка системы выполняется как минимум за два прохода.

Если из системы прекратился выход воздушных пузырьков, то попросите помощника удерживать педаль тормоза в нажатом положении и заверните штуцер прокачки. Затяжку штуцера выполняйте осторожно. Приложение слишком большого усилия чревато срывом резьбы.

9 Повторите указанную процедуру на остальных тормозных механизмах колес.

Информация предназначена для моделей Ауди 80 Б4 1991, 1992, 1993, 1994, 1995 года выпуска.

11. Тормозная система

Если уж что-то по-настоящему пришло в движение, то прекращение этого движения часто оказывается очень сложной задачей. Только не у Audi 80: благодаря большим тормозам на его кинетическую энергию, естественно, в пределах физических возможностей, легко можно «наложить узду».

Самостоятельный ремонт тормозной системы

За таким важным элементом, как тормозная система, не может быть слишком много контроля! Так что если вы время от времени поглядываете, все ли там у вас в порядке, то, значит, лучше выполняете задачу по техобслуживанию автомобиля, чем водитель, просто заглядывающий после определенного промежутка времени в мастерскую для проведения техобслуживания. Мы настоятельно советуем проводить тщательный контроль особенно перед длительной поездкой (в отпуск), и тем более владельцам не совсем нового автомобиля.

Принцип работы тормозов

  • Если вы нажимаете на педаль тормоза, то связанный с педалью шток прижимает два расположенных один за другим поршня в главном тормозном цилиндре (расположенном в моторном отсеке).
  • Поршни выдавливают находящуюся там тормозную жидкость. Возникающее таким образом давление в тормозной системе передается по трубопроводам к колесным цилиндрам.
  • В них поршни прижимают тормозные колодки к тормозным дискам.
  • На задних колесах автомобилей Audi 80, выпущенных до октября 1992 г., мощностью 66 кВт, не оборудованных системой АБС, тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану. Прочие версии, а также версия мощностью 66 кВт, оборудованная системой АБС, сзади снабжены, как и спереди, дисковыми тормозными механизмами.
  • Давление жидкости проступает в две независимые друг от друга системы трубопроводов (контуры тормозного привода), а именно для одного переднего колеса и расположенного напротив него заднего колеса (диагональное разделение тормозной системы с двухконтурным приводом).
  • Если один контур тормозной системы выйдет из строя, то одно переднее колесо и заднее колесо на другой стороне автомобиля все еще могут быть заторможены. С нетормозящим передним колесом еще можно управлять автомобилем, а нетормозящее заднее колесо держит заднюю часть автомобиля в колее.
  • Стояночный тормоз действует на задние колеса посредством тросового привода – неважно, установлены ли там барабанные или дисковые тормозные механизмы.
  • В более старых переднеприводных моделях Audi с 4- или 5-цилиндровым двигателем можно было приобрести антиблокировочную систему (АБС) за дополнительную оплату. С января 1993 г. АБС входит в серийное оснащение; полноприводные модели и версии с 6-цилиндровым двигателем были серийно оборудованы АБС с самого начала. Более подробно об АБС вы узнаете в следующей главе.

Подсказка: если один контур тормозного привода выйдет из строя, то вам нужно будет значительно сильнее нажимать на педаль (при одновременно увеличившемся ходе педали), для того чтобы добиться торможения. Тормозной путь также становится длиннее.