Плюсы и минусы дизельного двигателя – простыми словами о самом важном

Главные плюсы и минусы дизельного двигателя

Статья о главных плюсах и минусах дизельного двигателя. Важные особенности эксплуатации. В конце статьи — видео о том, какой мотор круче, бензиновый или дизель!

При покупке автомобиля с широкой гаммой предлагаемых двигателей перед автомобилистом всегда стоит непростой вопрос, заключающийся не только в выборе оптимального сочетания мощности и рабочего объёма, но и типа мотора в целом. Противостояние дизелей и традиционных бензиновых агрегатов продолжается уде достаточно долго. Поскольку и те, и другие имеют ряд преимуществ и недостатков, рассмотрим их подробнее.

Конструктивные особенности

Использование тяжёлого топлива предполагает совершенно иные принципы работы дизельного двигателя, что находит своё отражение в его конструкции. Периодически появляются новости о том, что тот или иной завод освоил производство дизельных моторов на основе бензиновой версии, это в основном относится к устаревшему производству маломощных моторов, которые не славятся своей надёжностью. Как признают специалисты, желательно, чтобы дизельный и бензиновый моторы не имели общих деталей и создавались независимо друг от друга.

Прежде всего, дизельный двигатель производят из гораздо белее прочных сплавов, а его детали, такие как блок цилиндров, поршни, шатуны, коленвал рассчитаны на гораздо большие нагрузки. Это связано с тем, что степень сжатия дизельного мотора составляет 19-24 единицы, а у бензинового всего 9-12. Это приводит к увеличению массы и габаритов агрегата.

Ключевое же отличие кроется в системах питания и зажигания. В бензиновом моторе смесеобразование происходит во впускной системе, то есть в цилиндр поступает готовая смесь топлива и воздуха, которая воспламеняется свечой зажигания. В дизельном всё несколько сложнее — сначала в камеру сгорания поступает воздух, который нагревается до 800 градусов Цельсия, после чего под огромным давлением туда впрыскивается топливо, и полученная смесь воспламеняется свечой накаливания.

Огромное внимание при эксплуатации дизельного мотора следует уделять качеству топлива, поскольку применяемые топливные насосы высокого давления стоят гораздо дороже простого бензонасоса.

Данная система питания мотора сейчас получила наибольшее распространение, но существуют и более экзотичные варианты с насос-форсунками, в которых совмещены функции подачи и распыления топлива, что позволяет осуществлять замену только одного элемента при его выходе из строя, но делает дизельный двигатель ещё более требовательным. К тому же подобные узлы неремонтопригодны.

Высокая стоимость такого мотора обусловлена ещё и тем, что зачастую он оснащается рядом важных вспомогательных систем, таких как подогрев топливного бака и обратки, противосажевые фильтры и усиленные демпфирующие подушки.

Помимо этого, большинство современных дизелей оснащены турбонаддувом, что позволяет существенно улучшить динамические показатели и ускорить выход на максимальные обороты, экономичность при этом также немного улучшается. Основным негативным фактором при этом является цена как самого турбокомпрессора, так и его замены. Этот узел рассчитан на меньший срок эксплуатации, чем мотор, кроме того он очень чувствителен к качеству рабочих жидкостей и расходных материалов. В ряде случаев его ремонт не предусмотрен, компрессор меняется целиком.

Вопреки расхожему мнению, дизельные двигатели, так же как и бензиновые, могут подвергаться капитальному ремонту, технологии которого весьма сходны. Единственным моментом, который следует учитывать если вы приобретаете подержанный автомобиль или собираетесь его эксплуатировать долгие годы, является конструкция блока цилиндров.

Существуют дизельные моторы, в которых блок цилиндров и его головка объединены в единый неразборный элемент, что приводит к необходимости поиска специализированных мастерских, которые могли бы осуществить проточку подобной конструкции. Большинство сервисов попросту не имеют подобного оборудования.

Борьба с недостатками

Все вышеперечисленные недостатки дизельных моторов обусловлены объективными причинами и их конструктивными особенностями, поэтому в ряде случаев избавиться от них практически невозможно.

Например, повышенная вибрация связана с резким нарастанием давления в камере сгорания в середине рабочего цикла, поэтому борьба с этим явлением ведётся в двух направлениях – уменьшение последствий, то есть применение подушек двигателя, эффективно гасящих вибрации и корректировка режима работы. Что касается последнего, то современные дизельные моторы отличаются пониженной степенью сжатия, это несколько стабилизирует процесс, но постепенно лишает дизель его преимуществ – крутящего момента и экономичности.

Снижение степени сжатия положительно влияет и на уменьшение шумности, но, как уже было сказано, отрицательных факторов у такого решения предостаточно. Единственным рациональным выходом пока является применение эффективной шумоизоляции.

Более дорогостоящие решения в виде демпферов крутильных колебаний также позволяют уменьшить недостатки данного типа двигателей, но, помимо роста стоимости, приводят к ещё большему усложнению процесса обслуживания.

Серьёзные работы ведутся над совершенствованием камеры сгорания, чтобы обеспечить качественное смесеобразование путём создания в ней турбулентных завихрений. Для стабилизации процесса воспламенения и снижения детонации разработаны моторы с двумя форсунками на цилиндр, что, однако, приводит к существенному удорожанию конструкции.

Более того, для полноты сгорания топлива применяется система рециркуляции, которая направляет часть выхлопа обратно во впускной коллектор, что снижает температуру в камере сгорания и может привести к преждевременному износу, поскольку полностью очистить газы от твёрдых частиц сажи практически невозможно.

Видео о том, какой двигатель круче, бензиновый или дизельный:

Дизельный двигатель: плюсы и минусы

Основной причиной востребованности дизельного двигателя на сегодняшний день считается его экономическая целесообразность. Цена дизтоплива значительно ниже по сравнению с другими типами горючего. К примеру, солярка на порядок дешевле бензина и расходуется в меньших количествах. Показатель КПД дизельных моторов составляет 36%, бензиновых – 26%.

Преимущества дизельных двигателей

  • Коэффициент полезного действия

Определяет техническую способность агрегата трансформировать энергию, которая выделяется горючим, в полезную работу.

Содержание в выхлопных газах дизелей окиси углерода минимальное. Именно повышение количества углекислого газа в воздухе специалисты считают одним из самых катастрофических последствий человеческой деятельности.

Выхлопные газы транспортного средства, оборудованного дизелем, содержат и другие вредоносные и токсичные компоненты: окислы азоты, газообразные углеводы, сажа. Большое количество выделяемых окислов азота может повлечь развитие тяжелых стадий заболеваний респираторной системы, таких как рак, астма. Устаревшие модели дизельных двигателей автобусов и грузовой техники считаются самыми опасными, так как такие транспортные средства не проходят регулярного технического обслуживания и соответствующего ремонта.

Современные экологические стандарты дизтоплива (Евро-5, Евро-6) жестко регулируют выбросы вредных веществ в атмосферу.

Развитие современных технологий в этой сфере позволило существенно снижать содержание в выхлопных газах углеводородов и углекислого газа путем применения окислительных катализаторов и специальных газовыхлопных систем рециркуляции веществ. Каждый водитель самостоятельно может помочь природе и сберечь атмосферу земли, если будет правильно подходить к выбору топлива.

От некачественного сервисного обслуживания появляется излишняя дымность и выделяется сажа, поэтому грамотный подход к уходу за дизельным двигателем станет залогом его продолжительной эксплуатации, отсутствия технических поломок и серьезных неисправностей. Правильный уход позволит снизить вред от автомобильных выхлопов.

В отличии от бензина, солярка не так легко и быстро испаряется, что в значительной степени снижает риск возгорания. Также важным нюансом считается отсутствие системы электрозажигания. Это способствует повышению уровня безопасности транспортного средства, а также снижает количество токсических соединений в выхлопном газе.

Маленькие недостатки дизеля

Однако, несмотря на множество приверженцев дизелей, есть и некоторые недовольные качеством работы таких агрегатов, например:

  • дизельное топливо содержит больше серы, чем бензин
  • выхлопные газы обладают неприятным запахом
  • дизельный двигатель тяжелее бензинового
  • в зимнее время поддерживать работу дизельного двигателя труднее

С точки зрения квалифицированных специалистов многочисленные плюсы перевешивают небольшое количество минусов в использовании дизелей.

Следует отметить, что одним из главных нюансов является качество топлива, от которого напрямую зависит комфорт во время поездки, а также продолжительность службы Вашего автомобиля. Наша компания занимается реализацией качественного дизельного топлива по низким ценам.

Приобрести дизельное топливо можно на нашем сайте, оставив заявку, либо по телефону 8 (925) 444 28 28. Мы даем гарантию на продукцию и доставляем дизельное топливо по Москве и Московской области за 3 часа!