Как заменить ШРУС, замена гранаты, пыльника ШРУСа своими руками

ВАЗ-2110: замена ШРУСа и пыльника своими руками

На автомобиле ВАЗ-2110 замена ШРУСа занимает немного времени, а для работы потребуется малое количество инструмента. Из специального оборудования только съемник для наконечников рулевых тяг. Но вам будет очень непросто, если в наличии нет ключа на 30. Рожковый не подойдет, необходимо воспользоваться либо накидным, либо торцовым. Для какой цели он нужен, будет рассказано немного позже. Перед тем как приступать к замене ШРУСов, необходимо четко удостовериться, что это именно от них все неприятности, а именно – раздражающий хруст.

Диагностирование поломки ШРУСа

Это элемент привода, который достаточно сложно сломать. Шутка ли, но это большая металлическая колба, в которой совершается движение нескольких больших по диаметру стальных шариков. При условии что эксплуатация автомобиля выполняется в нормальном режиме, замена внешнего ШРУСа ВАЗ-2110 может проводиться очень редко. Одним из ключевых условий, необходимых для нормальной работы привода, является наличие достаточного количества смазки. Как любую кашу невозможно испортить маслом, так и большое количество графитовой смазки не навредит приводу.

Чтобы удостовериться в том, что хруст раздается именно от привода, нужно выкрутить руль в крайнее положение, после чего начать движение. При этом, в случае неисправности привода, будут слышны неприятные звуки. К сожалению, аналогичные симптомы имеет и дефект шаровой опоры. Поэтому будет просто шикарно, если вы установите машину на яму, вывесите колеса и, дергая элементы подвески, убедитесь, что от шаровой стуков не исходит. Чтобы убедиться, что на ВАЗ-2110 замена ШРУСа необходима, обхватите привод рукой, после чего проверьте, есть ли свободный ход. При разрушении и деформации шариков происходит чрезмерный износ, металл стирается, а полуось увеличивает свой свободный ход.

Подготовка к проведению ремонта

Итак, если вы провели осмотр, решили, что на ВАЗ-2110 замена ШРУСа неизбежна, то потребуется подготовиться к проведению работ. Первым делом необходимо слить масло из коробки скоростей автомобиля. Дело в том, что даже при замене внешнего привода полуось полностью должна быть демонтирована. Следовательно, из коробки передач через отверстие начнет выливаться смазка.

Заодно обратите внимание на то, какое состояние у масла. Если оно темное и содержит много посторонних примесей, то обратно его не нужно заливать. Приобретите свежее маслице и заправьте после проведения ремонта коробку. На автомобиле ВАЗ-2110 замена ШРУСа сопровождается тем, что вам потребуется вывешивать колеса с ремонтируемой стороны. Сначала только ослабьте болты крепления колес и ступичной гайки. Когда снимете колесо, вам откроется обзор на стойку и привод.

Что нужно для замены

Перед тем как будет демонтирован ШРУС наружный (ВАЗ-2110), замена которого в дальнейшем проведется, нужно закупить все для ремонта. Итак, вам нужно два комплекта шарниров – на левую и правую стороны. Обратите внимание, что внутренние ШРУСы намного реже выходят из строя, их ресурс выше. Причина тому – наружные испытывают существенно большие нагрузки. Да и ход шарниров внутри металлической обоймы оказывается большим.

Для качественного ремонта вам нужно приобрести два комплекта шарниров. В них входят следующие элементы: непосредственно шарниры, гайка ступичная, пыльник, графитовая смазка, стопорное кольцо, два хомута. Стоит заметить, что необходимо также приобрести дополнительно два пыльника для внутренних шарниров. Если уж делать ремонт, то только качественно. Также может потребоваться дополнительный тюбик смазки.

Как снять привод

Когда вы вывесите колесо, то нужно будет провести еще несколько действий. Заметьте, что замена сальника ШРУСа ВАЗ-2110 должна проводиться по такому же принципу, ведь приходится вынимать из коробки внутренний шарнир. Мешают вам достать привод два элемента – рулевая тяга и шаровая опора. Сначала возьмите плоскогубцы, расправьте и выньте шплинт из пальца наконечника. Затем, используя ключ на 19, выкрутите гайку. Крайне желательно, чтобы выпрессовка пальца выполнялась специальным съемником. И времени потратите меньше, и сохраните целостность механизма.

Шаровую опору достаточно отсоединить от ступицы, необходимость в выпрессовке пальца отсутствует. Теперь, когда стойка свободна, полностью выкручиваете ступичную гайку и, потянув на себя диск тормозной, освобождаете внешний ШРУС. Для облегчения работы можно поставить колесо – так окажется проще ухватиться.

Демонтаж и установка новых ШРУСов

При помощи зубила и молотка вытягиваете внутренний ШРУС. Ставите зубило четко вертикально, чтобы его плоскость касалась шарнира. Легкие удары в боковую часть способны разжать стопорное кольцо и высвободить весь привод. Вот и все, теперь можно заняться восстановлением. Полуось зажимаете крепко в тисках, старый пыльник срезаете ножом. Наносите удары молотом по поверхности наружного шарнира. Только так сойдет с полуоси ШРУС наружный ВАЗ-2110, замена его производится тяжелыми предметами.

Когда шарнир сойдет, то необходимо тщательно очистить полуось, промыть ее ацетоном, а также снять хомуты. Одновременно с заменой внешнего узла рекомендуется устанавливать новый пыльник на внутреннем, а желательно даже осуществить его промывку. После данной процедуры только обильно смажьте шарниры. Новый внешний ШРУС устанавливается на привод, зажатый в тисках. При помощи молотка из бронзы либо обычного и деревянного бруска набивается шарнир на полуось. Остальной монтаж производится в обратной последовательности.

Вот так несложно проводится замена ШРУСа ВАЗ-2110, цена одного шарнира в магазинах составляет 700-900 рублей, в зависимости от производителя. Старайтесь отдавать предпочтение тем, которые поставляют свою продукцию на конвейер АвтоВАЗа. Как показывает практика, именно такие агрегаты служат дольше всего. После замены приводов хорошо затяните гайки ступиц и болты крепления колес. Дополнительных настроек (таких как развал-схождение) не требуется.

Как самостоятельно заменить ШРУС

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, граната) имеет ограниченный ресурс, поэтому его приходится периодически менять. Технология замены ШРУС на большинстве автомобилей одинакова как для передней, так и для задней оси. Прочитав статью, вы узнаете, как заменить ШРУС и какие инструменты понадобятся для этого.

На легковых автомобилях применяют шарниры двух видов:

ШРУС типа Рцеппа состоит из сепаратора, обоймы и шести шариков. Преимущество такого типа шарнира в его невысокой стоимости. Максимальный угол, при котором работа шарнира не вызывает серьезной потери мощности, составляет 40 градусов. ШРУС типа трипод более сложен в производстве, но обладает большим диапазоном осевого перемещения (до 2 см). максимальный угол поворота трипода составляет 30 градусов. Оба вида шарниров закрывает резиновый пыльник, защищающий смазку от попадания пыли или грязи. Если пыльник пробит, то внутрь попадает грязь, что сокращает срок службы шарнира в десятки раз.

Приводной вал

Для передачи крутящего момента от КПП к колесам необходима конструкция, состоящая из двух шарниров, которые соединяет толстостенная стальная труба. Такую конструкцию называют приводным валом. ШРУС надевают на шлицы трубки и фиксируют с помощью стопорного кольца. Трипод устанавливают жестко, шестишариковый шарнир ставят так, чтобы трубка могла перемещаться внутри него. Это необходимо для компенсации изменения расстояния от коробки передач до гайки наружного шарнира. Внутренняя граната и сальник коробки передач образуют один катет прямоугольного треугольника, внешний шарнир и подвеска второй. Сальник и наружный шарнир образуют гипотенузу, длина которой зависит от расстояния между коробкой и центром колеса.

Диагностика ШРУС

Диагностику шарниров необходимо проводить каждые 2–3 тысячи километров. Также необходимо провести осмотр ШРУС, если вы проехали по гравийной дороге или мелкому щебню. Это позволит вовремя заменить пробитый или порванный пыльник. Для диагностики необходима яма или подъемник, но можно воспользоваться домкратом и двумя подпорками. Поднимите переднюю правую сторону автомобиля и подставьте страховочную подпорку. Затем сделайте то же самое с передней левой стороны.

Слегка покачайте машину, чтобы убедиться, что она не упадет на вас из-за неловкого движения. Пренебрежение этим правилом может привести к тяжелым травмам, увечью или гибели находящегося под машиной человека.

Проворачивая колеса, осмотрите каждый пыльник. Если пыльник порван или на нем есть пробоины, его необходимо заменить. Осмотрите стык коробки передач и внутренней гранаты – если нашли капельки масла, необходимо заменить сальник. Проведите такую же диагностику на задней оси. Опустите автомобиль на землю, выверните руль до упора вправо и плавно начните движение. Если шарнир хрустит или стучит, его необходимо заменить.

Что необходимо для замены ШРУС

Для работы вам потребуются:

  • новый шарнир, соответствующий автомобилю;
  • новый пыльник;
  • молибденовая смазка для ШРУС (не используйте графитовую, она сильно сократит срок службы шарнира);
  • новая гайка наружного шарнира;
  • набор ключей;
  • молоток;
  • зубило;
  • съемник рулевого пальца;
  • домкрат и две подпорки (на яме или подъемнике менять шарниры удобней, но не у каждого они есть);
  • помощник.

Как поменять ШРУС на передней оси

    1. Ослабьте колесные гайки и вывесьте переднюю часть автомобиля как описано выше, затем снимите колеса.
    2. Попросите помощника нажать на тормоз, чтобы зафиксировать ступицы и открутите гайку наружного шарнира, затем вытащите мощную опорную шайбу.
    3. Открутите гайки или болты, соединяющие шаровую опору с нижним рычагом или поворотным кулаком, в зависимости от того, что проще или удобней (зависит от типа подвески и модели автомобиля).
    4. Расшплинтуйте и открутите гайку рулевого пальца.
    5. С помощью съемника вытащите палец из амортизаторной стойки.
    6. Отожмите нижний рычаг подвески, затем потяните амортизаторную стойку на себя таким образом, чтобы она сошла с шарнира.
    7. С помощью монтажной лопатки или широкой мощной отвертки вытащите внутренний шарнир из коробки передач. Если вы снимаете оба приводных вала, то вставьте в отверстия коробки куски подходящего по диаметру резинового шланга. Это предотвратит выпадение сателлитов. Не вставляйте отвертку или лопатку глубоко, чтобы не повредить сальник.

    Объем смазки для каждой гранаты, а также моменты затяжки гаек указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.

    Как поменять гранату на задней оси

    1. Вывесьте зад автомобиля.
    2. Определите, что проще открутить – крепление рычагов амортизационной стойки или редуктор (эту операцию выполняют по-разному даже на одном и том же автомобиле, смотря кому и как удобней).
    3. Опустите редуктор или потяните на себя стойку, чтобы вытащить гранаты из своих посадочных мест. На некоторых автомобилях наружная граната прикипает к ступице. Если такое произошло, придется снимать стойку, греть ступицу газовым резаком и выбивать из нее вал шарнира.
    4. Замену гранаты проводите так же, как описано в предыдущем разделе.
    5. Установку приводного вала проводите в обратном порядке.
    6. Не забудьте закернить гайку наружной гранаты.

    Теперь вы знаете, как заменить ШРУС и какие меры предосторожности необходимо принять. Это поможет вам самостоятельно обслуживать свой автомобиль.