Допуски моторных масел

Допуски моторных масел

Допуск производителя двигателя — это конкретный стандарт качества моторного масла, для которого определены все параметры, которые производитель автомобиля считает обязательными при использовании такого автомасла в своем двигателе.

Зачем нужны допуски масла?

Все из-за жесткой конкуренции на рынках новых автомобилей. Конкуренция эта возникла не вчера, она существует много лет. И все это время каждый производитель автомобилей из кожи вон лезет, чтобы удержать своих покупателей и еще привлечь новых. А для этого приходится очень жестко позиционировать свою продукцию по некоторым параметрам. В том числе, это касается и двигателей.

Допуски производителей автомобилей должны быть перечислены на этикетке моторного масла после информаци о вязкости, а также присвоенных классах качества API и АСЕА. Если нужный Вам допуск на этикетке отсутствует, значит это масло однозначно не имеет такого допуска. Однако вместо него может быть указано соответствие допуску или одобрение производителя. Возможно, это масло получало когда-то официальный допуск, но по прошествии времени, не стала продлевать отношения с ОЕМ-производителем (а каждый допуск стоит денег), при этом не изменив формулу изготовления масла. Получается, что качество прежнее, а цена могла снизиться. Еще один вариант, когда пишут одобрения: при использовании точно такого же пакета присадок, что и для производства оригинального масла или масел, имеющих допуск. Любой пакет присадок — это определенный набор микроэлементов, выполняющих в масле различные функции. А при использовании высококачественного базового масла, товарное масло, даже не имеющее допусков, будет по качеству не хуже своих «собратьев».

Классы и стандарты моторных масел

Многообразие моделей и конструкций двигателей внутреннего сгорания и различие их эксплуатационных характеристик требует применения для их смазывания разных автомасел. Одним из обязательных условий обеспечения стабильной и безотказной работы двигателя является точное соответствие свойств смазочного материала особенностям его конструкции и условиям эксплуатации. В этой связи существует определенная классификация автомасел, которые делятся на группы по заданным характеристикам.

Общепринятые стандарты классификации моторных масел

Сейчас наибольшее распространение получили классификации автомасел, установленные следующими международными стандартами:

Также смазочные материалы классифицируются по химическому составу и по допускам автопроизводителей.

Автомасло представляет собой сложную смесь, состоящую из базового масла (основы) и сбалансированного набора присадок (веществ, оптимизирующих масло для работы в определенном двигателе). По типу основы масла делятся на:

  1. Минеральные (нефтяные) — масла высокой вязкости, представляющие собой натуральные продукты переработки нефти, полученные путем ее прямой перегонки. Они характеризуются небольшим сроком эксплуатации и большим расходом (из-за высоких показателей испаряемости и меньшей устойчивости к окислительным процессам). Поэтому, минеральные автомасла лучше подходят для старых моделей авто и двигателей старше 10 лет.
  2. Синтетические – масла низкой вязкости, получаемые путем химического синтеза и обработки продуктов переработки нефти, благодаря чему достигается более высокий уровень стабильности их свойств и эксплуатационных характеристик. Синтетическое масло обеспечивает более надежную защиту мотора и допустимо к использованию в условиях экстремальных температур. Масла данного типа характеризуются низкой испаряемостью, термической стабильностью и большей стойкостью к окислительным процессам, благодаря чему не требуют такой частой замены, как минеральные. В то же время смазывающая способность синтетических масел ниже, чем у минеральных, из-за чего в них добавляют большее количество присадок. К тому же, стоят они дороже.
  3. Полусинтетические – смесь синтетической и минеральной основы в соотношении 30-50%:50-70%. Такие смазочные материалы подходят для современных моторов с большим пробегом.

Несмотря на общепринятые методы классификаций моторных масел, многие автопроизводители предъявляют свои требования к смазочным материалам для двигателей (допуски) и сертифицируют их по этим стандартам. Допуск представляет собой определенный стандарт качества масла (его соответствие всем параметрам двигателя). Для этого автомасло проходит сложные процедуры испытаний и анализов. Допуски производителей обязательно перечисляются на этикетках автомобильных масел после информации о классе качества и вязкости. Если требуемый допуск на этикетке отсутствует, значит, масло не сертифицировано по допускам, что бы при этом ни говорил продавец.

Качественные стандарты систематизации моторных масел: API и ACEA

Классификация моторных масел по api впервые была предложена в 1969 году специалистами Американского нефтяного института. Названная система классификации делит масла по условиям их применения и степени функциональности на три категории: для бензиновых двигателей («S»), для дизелей («С») и энергосберегающие («ЕС»). Каждому классу дополнительно присваивается буква, отражающая уровень рабочих характеристик. При этом, уровень свойств масла повышается с отдалением буквы от начала алфавита.

Универсальные смазочные материалы, которые можно применять для обоих типов двигателей, обозначается двумя буквами соответствующих категорий, разделенными косой чертой. При этом, первым пишется класс масла, являющийся предпочтительным – к примеру, API SG/CD – означает, что масло разработано для бензиновых двигателей, но допустимо его применение и для дизелей.

Дизельные масла дополнительно делятся для двухтактных и четырехтактных моторов (обозначение CF-2, CD-2 и CG-4, СН-4 соответственно).

Качественные характеристики масла определяет также классификация acea (европейский аналог api), пришедшая в 1995 году на смену устаревшей системе CCMC. Стандарты данной классификации составляют три категории:

  • A/B — для бензиновых и дизельных моторов легковых авто, микроавтобусов и фургонов;
  • C — для бензиновых двигателей и дизелей с системами доочистки выхлопных газов;
  • E — для мощных дизельных двигателей тяжелого транспорта.

После буквы выставляется арабская цифра, обозначающая величину рабочих характеристик — чем выше цифра, тем выше требования класса (кроме масел классов А1 и В1, которые относятся к топливосберегающим и обладают малой вязкостью). До 2004 года существовали отдельно классы А (бензиновые двигатели) и В (дизельные), а также отсутствовал класс С. Некоторые производители до сих пор указывают классы качества, присвоенные в предыдущей редакции.

SAE – классификация автомобильных масел по вязкости

Основной задачей автомасла является обеспечение минимальной силы трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Поэтому одной из наиболее значимых характеристик моторного масла выступает его вязкость и изменение этого параметра в зависимости от температурных условий. Вязкость, или сопротивление течению масла – это способность, не теряя текучести, оставаться на компонентах двигателя при высокой и низкой температуре.

Наиболее полно описывает зависимость вязкостно-температурных свойств автомасел требованиям двигателей при разных рабочих температурах классификация моторных масел по их вязкости – SAE. Этот принятый на международном уровне стандарт был разработан американским обществом автоинженеров. Согласно данной классификации автомасла делятся на два класса вязкости: зимние (цифра с буквой W, маловязкие) — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, и летние (без буквенного кода, высоковязкие) — 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные смазочные материалы, одновременно соответствующие критериям зимнего и летнего классов, имеют двойное обозначение (например, 5W-40). На современном авторынке, главным образом, представлены всесезонные автомобильные масла.

Классификация масел по ILSAC

Для горюче-смазочных материалов, производимых в США и Японии, применяется классификация по ILSAC — стандарты качества автомасел для бензиновых моторов легковых автомобилей. При этом масло тестируется по ряду параметров, среди которых — вязкость, летучесть, склонность к пенообразованию, фильтруемость при низких температурах. Данную классификацию, рассматривают, как подкласс в API, поскольку ее категории совпадают с классами API. Существуют следующие категории ILSAC: GF-1 (устаревшая), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Смазочные материалы категории ILSAC характеризуются низкой летучестью, хорошей фильтруемостью, экономичностью, низким содержанием фосфора и малой склонностью к пенообразованию.

В наличии и под заказ детали:

  • +37544-761-90-60
  • +37529-761-90-60
  • +37517-201-42-74
  • +37525-527-42-18
  • motorzona.by
  • 451316001

Допуски моторного масла Volkswagen-Audi (Seat, Skoda)

К применению в моторах концерна Volkswagen-Audi (Seat, Skoda) допускаются только специальные моторные масла, сертифицированные Volkswagen-Audi и допущенные к использованию на определенных типах двигателей Volkswagen.

VW 501 01 – бензиновые двигатели до 2000 года выпуска, стандартное качество, интервалы замены до 7 500 – 10 000 км.

VW 502 00 – бензиновые двигатели до 2000 года выпуска, высокое качество, интервалы замены до 15 000 км. Также может использоваться и на бензиновых моторах выпущенных после 2000 года.

VW 503 00 — бензиновые двигатели с 2000 года выпуска. Интервалы замены до 30 000 км. Не разрешается применять на более старых моторах.

VW 503 01 – бензиновые турбо-моторы, выпущенные с 2000 года. Не разрешается применять другие масла. Можно применять на турбированных бензиновых моторах Volkswagen-Audi выпущенных до 2000 года, если расход масла при этом в пределах нормы.

VW 504 00 – все бензиновые двигатели Volkswagen-Audi, как после 2000 года выпуска, так и более старые модели. Наилучшим образом подходит для моторов FSI с непосредственным впрыском топлива. Заменяет и превосходит по качеству все предыдущие масла для бензиновых моторов. Подходит для бензиновых турбо-моторов. Высший класс качества Volkswagen. Интервалы замены 30 000 км на автомобилях после 2000 года выпуска, 15 000 км на более старых моделях.

VW 505 00 – все дизельные и турбодизельные двигатели до 2000 года выпуска, за исключением моторов TDI с насос форсунками (Pumple-Duse) для которых подходят только специальные масла. Интервал замены 7 500 км на дизелях до 1996 года выпуска и 15 000 км для моторов с 1997 по 1999 год.

VW 505 01 – специальное дизельное масло для моторов Volkswagen-Audi с насос-форсунками (Pumple-Duse), выпущенных с 1997 по 1999 год. Также подходит для обычных дизелей, в том числе турбированных. Интервал замены 15 000 км. Может использоваться и в дизелях выпущенных после 2000 года.

VW 506 00 – все дизельные и турбодизельные двигатели, выпущенные после 2000 года, за исключением моторов TDI с насос-форсунками (Pumple-Duse) для которых подходят только специальные масла.

VW 506 01 – специальное дизельное масло для моторов Volkswagen-Audi с насос-форсункой (Pumple-Duse), выпущенных после 2000 года. Также подходит для обычных дизелей Volkswagen, в том числе турбированных, с 2000 года выпуска. Интервал замены 30 000 км. Запрещено использовать в моторах, выпущенных до 2000 года.

VW 507 00 – все дизельные двигатели концерна Volkswagen-Audi, независимо от года выпуска. Заменяет все предыдущие дизельные масла для моторов Volkswagen. Может использоваться во всех моторах с насос-форсунками (Pumple-Duse). Наивысший уровень качества. Подходит для новейших моторов Volkswagen-Audi Euro 4/5, выпущенных после 2004 года, со специальными противосажевыми фильтрами в системе выхлопа (DPF). Интервал замены 30 000 км на моторах с 2000 года, 15 000 км с 1997 по 1999 год и 7 500 км для старых моторов 1986-1996 годов выпуска.

NemetskyDom › Блог › Про допуски моторных масел

Я езжу на Volkswagen Touareg (2nd generation)

Нижний Новгород, Россия

Что такое допуски масел:

Допуск производителя двигателя — это конкретный стандарт качества моторного масла, для которого определены все параметры, которые производитель автомобиля считает обязательными при использовании такого автомасла в своем двигателе.

Процедура присвоения допусков достаточно сложна — для того, чтобы получить право писать на этикетке моторного масла какой-либо допуск какого-либо производителя, производитель автомасла должен получить соответствующий сертификат от этого автопроизводителя. В свою очередь, перед выдачей такого сертификата, автопроизводитель проводит достаточно сложные испытания и анализы моторного масла. Платит за процедуру (и не мало кстати), естественно производитель моторного масла.

Информация о том, по каким допускам сертифицировано конкретное моторное масло обязательно присутствует на этикетке (см. рис.), т.е., если там такой информации нет — это масло по допускам не сертифицировано, что бы Вам не говорил продавец.

Зачем нужны допуски масла?

Все из-за жесткой конкуренции на рынках новых автомобилей. Конкуренция эта возникла не вчера, она существует много лет. И все это время каждый производитель автомобилей из кожи вон лезет, чтобы удержать своих покупателей и еще привлечь новых. А для этого приходится очень жестко позиционировать свою продукцию по некоторым параметрам. В том числе, это касается и двигателей.

К примеру, один производитель заявляет: «наши машины очень быстрые», другой – «а наши – экономные», третий же позиционирует свои автомобили, как «мощные и проходимые» (примечание автора – это очень грубые примеры, знаю что дословно такого не бывает, но если суммировать все лозунги, слоганы, рекламные тексты и т.д. – где-то на это и выйдем). Тем не менее, у всех троих есть линейки моторов и моделей – от слабых и экономных и до быстрых и тяговитых.

Позиционирование мотора влияет на его конструкцию

Вся эта идеология напрямую влияет на производство, в том числе двигателей. Технологии у производителей разные, и продиктованы они, не в последнюю очередь, позиционированием марки машины. Соответственно, разные и материалы, из которых изготавливают внутренние детали мотора. А вот тут уже начинается химия и вопросы взаимодействия присадок, которые содержатся в масле, с этими самыми материалами, используемыми при производстве двигателя.

Поскольку присадки у каждого производителя масла разные, то и получается, что одно и то же масло может идеально подходить для одного двигателя, и буквально за пару лет уничтожить (к примеру, путем разъедания поршневых колец) другой, аналогичный, но другого производителя. И тут нет и не может быть понятия – «это моторное масло лучше, а то – хуже», просто автомасла все – РАЗНЫЕ, предназначены для разных моторов и условий эксплуатации.

Кроме того, критическое значение имеет толщина пленки, которую образует масло на внутренних деталях автомобиля (некоторые присадки именно ее и регулируют). Если эта толщина будет больше допущенных производителем мотора зазоров – будет постоянно перегреваться поршневая группа, со всеми вытекающими отсюда последствиями, если же меньше – масло попросту будет выгорать сверх нормы. А вот допустимые зазоры то как раз у всех автопроизводитеолей разные, более того, они разные даже у разных моторов одного производителя.

Допуски масел – самый важный параметр

Именно поэтому многие автопроизводители разрабатывают свои собственные стандарты и требования к автомаслу для каждого двигателя (либо линейки таковых). По заявкам производителей автомасла, делаются необходимые исследования и тесты, в результате чего конкретная марка масла конкретного производителя допускается к использованию в конкретном двигателе. Оформляется все это сертификатом, и только после этого производитель автомасла имеет право писать на этикетке именно этого масла допуск автопроизводителя.

Следует заметить, что при огромном разнообразии автомобильных масел на рынке, а также учитывая количество конструктивно разных двигателей и их производителей, наличие сертификата допуска масла производителем автомобиля является серьезным аргументом в пользу его использования. И наоборот – отсутствие допуска делает такое использование весьма рискованным.

Для наглядности, приведем некоторые допуски ведущих автопроизводителей и их краткое описание. Допуск нужно смотреть в описании автомобиля (например, в сервисной книжке, мануале, документации и т.д.).

VW 500.00 Легкотекучие энергосберегающие Всесезонные масла SAE 5W-30, 5W-40, 20W-30 или 10W-40, предназначенные для применения в бензиновых двигателях. Базовые требования АСЕА АЗ-96.

VW501.01 Универсальное масло для бензиновых и дизельных двигателей с непосредственным впрыском, соответствует требованиям класса АСЕА А2; сезонные или всесезонные масла, должна быть проверена совместимость с эластомерными прокладками; для турбодизельных двигателей — только в сочетании с — VW 505.00.

VW 502.00 Для бензиновых двигателей с повышенной эффективной мощностью и непосредственным впрыском; базовые требования АСЕА АЗ-96.

VW 503.00 Всесезонное масло для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском, предусмотрен продленный интервал замены, имеет пониженную высокотемпературную вязкость с целью сбережения топлива; основой являются требования класса АСЕА A3, предназначено только для двигателей, выпускаемых с мая 1999 г., не применять для автомобилей прежних выпусков из-за низкой высокотемпературной вязкости, которая может привести к повреждению двигателя.

VW 503.01 Для бензиновых двигателей с турбонаддувом; предусмотрен продленный интервал замены

VW 505.00 Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей без и с турбонаддувом; базовые требования АСЕА ВЗ-96.

VW 505.01 Специальное Всесезонное масло вязкостью SAE5W40 для дизельных двигателей с насос-форсункой (Pumpe-Dbse-Dieselmotoren).

VW 506.00 Всесезонные масла для дизельных двигателей легковых автомобилей с турбонаддувом; предусмотрен продленный интервал замены; имеют пониженную высокотемпературную вязкость с целью энергосбережения; применяются только в двигателях выпускаемых с мая 1999 года; при применении в других двигателях может привести к поломке; базовые требования АСЕА В4-98

VW 506.01 Масла класса VW 505.01 с возможностью продленного интервала замены.

И тут же современное толкование:

VW 500.00 — это обозначение всесезонных моторных масел с вязкостью SAE 5W-* и 10W-*, применяемого только в бензиновых двигателях. Это один их старых допусков VAG, такое масло допустимо к применению в двигателях автомобилей, выпущенных до 2000 года (если точно — до августа 1999 года). Для автомобилей более нового модельного ряда были разработаны и новые допуски. По сути, то же самое что ACEA A3-96.

VW 501.01 — также один из "старых" допусков VAG. Обозначает моторные масла подходящие для бензиновых и дизельных двигателей VW, (модели не позднее августа 1999 года). Спецификация 501.01 встречается на маслах с вязкостью 10w-40 и 15w-40. Допуск близок к 500-му, но может уступать в плане экономии топлива. Соответствует классу ACEA A2 (соответственно, такие масла могут применяться в авто, для которых предписано ACEA A2).

!ВАЖНО: для турбодизелей необходимо также наличие допуска 505.00

VW 502.00 — масла исключительно для бензиновых двигателей. Первый преемник допусков VW 501.01 и VW 500.00. Примечательное отличие — рекомендуется для двигателя, эксплуатирующегося в тяжелых условиях, при повышенных нагрузках. Однако не рекомменуется для автомобилей с нерегулярными и увеличенными интервалами замены. Соответствует требованиям ACEA A3.

VW 503.00 — так называемые масла Лонглайф (англ. Longlife) для бензиновых моторов, выпускавшихся с мая 1999 г. Допускается повышенный интервал замены — до 30 000 км или 2х лет (но стоит сделать здравую скидку на отечественные "особенности" эксплуатации). Спецификацию 503.00 можно встретить на этикетках масел с вякостью 0W-30 и 5W-30. Допуск полностью "перекрывает" (т.е. превосходит требования) допуск 502.00 и соответствует всем требованиям ACEA A1.

!ВАЖНО: применять такие масла в более ранних моделях ЗАПРЕЩЕНО, т.к. пониженная высокотемпературная вязкость может привести к повреждению и совсем незапанированному ремонту двигателя.

VW 503.01 — Longlife масла (до 30 000 км или 2х лет), специально разработанные для высоконагруженных двигателей Audi RS4, Audi TT, S3 и Audi A8 6.0 V12 (модели с мощностью более 180bhp), Passat W8 и Phaeton W12. На сегодняшний день заменен допуском VW 504.00.

VW 504.00 — пришел на замену допускам VW 503.00 и VW 503.01. Кроме всех указанных выше прелестей Longlife, 504.00 подходит для двигателей, отвечающих требованиям нормы выбросов Euro 4 (по сути, перекрывает все предыдущие бензиновые допуски и может использоваться во всех типах бензиновых двигателей).

VW 505.00 — допуск дизельных моторных масел (5W-50, 10W-50/60, 15W-40/50, 20W-40/50, 5W-30/40 SAE, 10W-30/40). Применимы для легковых дизельных авто (и с турбонаддувом, и без) — модели не позднее августа 1999г. Отвечает требованиям АСЕА В3.

VW 505.01 — специальные масла 5W-40 для двигателей с насос-форсункой, V8 Commonrail систем турбодизельных двигателей. Интервал замены — стандартный. Соответствует классу ACEA B4.

VW 506.00 — дизельные Longlife масла 0W-30 — интервал обслуживания до 50000 км или 2х лет (естественно, в разумных пределах — см.п."VW 503.00").

!ВАЖНО: не подходит для двигателей с насос-форсункой.

!НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО: применять такие масла в более ранних моделях ЗАПРЕЩЕНО, т.к. пониженная высокотемпературная вязкость может привести к повреждению и незапланированному ремонту двигателя.

VW 506.01 — Longlife масла (30-50тыс км/ 2г) для дизельных моторов с насос форсункой. Соответствует ACEA B4.

VW 507.00 — перекрывает все предыдущие допуски дизельных моторных масел. Это Longlife масла практически для любых дизельных моторов, включая двигатели, отвечающие стандарту Euro 4 с сажевым (DPF) фильтром.

!ВАЖНО: исключение составляют двигатели V10, R5, а также двигатели грузовиков и автобусов транспорта без сажевого фильтра. Для таких двигателей применяется масло, соответствующее VW 506.01

VW 508.00 — это, вероятнее всего, будут малозольные масла с увеличенным интервала замены с высокими энергосберегающими свойствами. На сегодняшний день, к сожалению, допуск VW 508.00 только в разработке…