Диагностика кондиционера автомобиля – когда климат в салоне под угрозой?

Содержание

АthClimat — Автомобильное климатическое оборудование в Москве. › Блог › Диагностика кондиционера своими руками

Кондиционер в современном автомобиле вещь привычная и очень желанная в жаркое время года, но как и любая система автомобиля, может давать сбои. Сегодня мы поговорим о диагностике кондиционера своими руками, хотя сразу хочу вас предупредить, что не все неисправности кондиционера можно выявить и ликвидировать в условиях гаража – может потребоваться специальное оборудование, знания и умения. Если у вас не получится выявить неисправность в вашем кондиционере, то обратитесь в компанию Athclimat, которая быстро и профессионально произведет ремонт, установку, заправку вашего кондиционера в Москве.

Для начала нам нужно произвести краткий экскурс по работе системы кондиционирования воздуха в автомобиле и принципе ее работы. За все существования систем кондиционирования воздуха принцип действия не менялся, отдельные варианты систем могут иметь некие различия и дополнительные компоненты, но принцип действия один и тот. Хладагент (чаще всего фреон), под давлением нагнетается в конденсор для охлаждения, там он приобретает жидкий вид, после чего проходит через осушитель, где из хладагента отфильтровывается мелкие частицы пыли, мусора, вода, которые могли когда либо попасть в систему. Стоит отметить, что контур по которому нагнетается фреон (компрессор – конденсор – осушитель – терморегулирующий вентиль) – это магистраль высокого давления, на ощупь при работе системы она горячая. После осушителя хладагент проходит через ТРВ (терморегулирующий вентиль) – автоматический дроссель, который создает перепад давления и преобразует фреон в газ. После ТРВ ледяной фреон проходит через испаритель в салоне авто, основной задачей которого является отбор тепла из салона автомобиля и перенос его посредством хладагента к конденсору для охлаждения.

Как произвести диагностику кондиционера авто своими руками?

Бывают такие случаи, когда обратиться за техпомощью к специалистам нету возможности или если вы привыкли устранять неисправности систем вашего авто своими руками – тогда нижеприведенные инструкции по диагностике и поиску неисправностей для вас.

1. Первый шаг очень важный, не стоит им пренебрегать – это осмотр и очистка всей системы кондиционера от грязи и пыли. На этом этапе необходимо осмотреть трубопровод, компрессор, испаритель, конденсор на предметы механических повреждений, следов подтекания компрессорного масла, зачастую в таких местах происходит утечка фреона.

2. Следующим шагом рекомендуем проверить включается ли компрессор в рабочий режим. Компрессор кондиционера сконструирован таким образом, что приводной шкив вращается все время, а компрессор соединяется со шкивом с помощью муфты на электроприводе. Вам необходимо завести двигатель, оставить его работать на холостых оборотах и включить кондиционер, нагрузка возрастет и обороты двигателя кратковременно понизятся. Это свидетельствует о том, что муфта компрессора исправна и компрессор включается в работу.

3. Также весьма важно прислушаться к работе компрессора кондиционера –никаких посторонних шумов в работе быть не должно, если они присутствуют, то необходимо сдать компрессор в ремонт.

4. Далее необходимо дать поработать кондиционеру несколько минут и потрогать трубопроводы до и после компрессора (осторожно, может быть высокая температура!), один должен быть горячий второй леденяще холоден. Это свидетельствует о том, что компоненты работают правильно, если же в салоне все равно не прохладно, то необходимо проверить работу систем распределения воздуха в салоне автомобиля.

5. Если трубопроводы одинаковой температуры или не существенно разной, то необходимо проверить давление в системе кондиционера, при необходимости дозаправить хладагент, отремонтировать компрессор.

6. Осушитель системы кондиционера может быть оснащен смотровым окном, через которое можно контролировать состояние хладагента в системе. Прозрачное состояние хладагента без пузырьков — правильно и полностью заправленная система кондиционера. Если присутствуют пузырьки или помутнение хладагента – то необходимо проконтролировать давление в системе, проверить ее на герметичность и дозаправить по необходимости.

7. Поиск утечек хладагента – это довольно нелегкое дело, в условиях автосервиса используются два самых основных варианта – газоуловитель и специально закрашенный газ, который светится в ультрафиолете. В первом случае поиск места утечки производится по анализу газа, если прибор улавливает фреон, то сигнализирует об этом и вы проводя по элементам системы вы сможете найти место утечки. Если же используется способ диагностики с помощью закрашенного хладагента, то здесь все также весьма просто – окрашенным фреоном заправляется система кондиционера и в ультрафиолетовом свете становится заметно место утечки хладагента. Поиск места утечки может быть осложнен ввиду ее не явности, когда например хладагент утекает очень медленно, при определенных режимах работы, это надо обязательно учитывать.

8. К типичным причинам снижения производительности или полного отказа кондиционера можно также отнести сильное загрязнение конденсора или испарителя. Это ведет к его неправильной работе, а также к возможности разгерметизации системы вследствие появления коррозии.

9. Могут возникать также неисправности с терморегулирующим вентилем, для такой диагностики все таки лучше обратиться к специалистам.

Если вы не сможете найти причину отказа кондиционера самостоятельно, то мы вам рекомендуем обратиться в специальную мастерскую, специалисты которой помогут вам быстро найти неполадки и устранить их.

Диагностика кондиционера автомобиля

У автопроизводителей правило оснащать машины кондиционерами появилась еще в 1933-м году. Однако первые экземпляры, оснащенные ими, появились только в 1939 г. Это были устройства фирмы Packard, а собирали их вручную. Нужно отметить, что эти приборы не отличались высокой надежностью, имели высокую стоимость и низкую эффективность. При этом первая климатическая система занимала место под капотом в салоне автомобиля, а также половину объема багажника.

Сейчас с этими устройствами все гораздо лучше. Они стали намного компактнее, эффективность их значительно повысилась, как, впрочем, и надежность. Но то и дело автомобилисты сталкиваются с проблемами в работе. Давайте посмотрим, как производится диагностика кондиционера в машине.

Как устроен автомобильный кондиционер

В климатических автомобильных системах это устройство является единым целым с вентиляцией и отоплением салона. Принцип действия этого прибора полностью аналогичен тому, как работает обыкновенный холодильник.

Но особенности кондиционеров в автомобилях в том, что в качестве питания применяется не электричество, а немного мощности от двигателя. Так, энергия отдается с коленчатого вала при помощи приводного ремня.

По своей конструкции автомобильный кондиционер – это герметичная система, заполненная хладагентом и маслом, которое смазывает систему и компрессор.

Принцип работы

Когда водитель запускает климатическую систему, специальная электромагнитная муфта притягивает прижимной диск к шкиву. Этот шкив вращается постоянно от ремня привода.

После этого запускается компрессор, и начинается движение хладагента по трубопроводам, пока фреон не попадет на конденсор. Конденсор призван охлаждать разогретый хладагент. Эта деталь расположена возле радиатора в подкапотном пространстве – электрический вентилятор радиатора помогает охлаждать фреон. Когда хладагент охладится достаточно, он в виде жидкости поступает в ресивер. Последний используется в качестве фильтра. Он очищает конденсат и убирает из него грязь и частички, которые являются следствием износа. Затем жидкость направляется в специальный терморегулирующий вентиль.

Этот узел является на самом деле автоматическим дросселем. Он подает конденсат к испарителю в состоянии газа. Испаритель, через который проходит практически ледяной фреон, остывает и достаточно охлаждается. А благодаря вентилятору этот холод может опасть в салоне. Далее – следующий круг и до тех пор, пока водитель не отключит систему.

Как проводится диагностика кондиционера

Прежде чем вы будете искать неполадки во внутренностях устройства, постарайтесь как можно тщательней осмотреть состояние внешних деталей. Это нужно делать для обнаружения возможных механических повреждений. Если вы ничего не нашли, радоваться еще рано. Популярная поломка – это утечка. Вам нужно ее отыскать.

Как обнаружить утечку в кондиционере

Несколько десятилетий назад такая диагностика кондиционера на предмет утечек проводилась при помощи специальной небольшой горелки на газу. Здесь все дело в том, что фреон имеет особое свойство. При его обнаружении пламя меняет свой цвет на зеленый.

Нужно сказать, что способ не только не эффективный, но еще и довольно опасный. Когда это вещество сгорает, то выделяется очень опасный яд – фосген.

Вооружаемся

Сегодня поиск утечек выполняется двумя вариантами. Так, существуют специальные устройства – электронные искатели течей. Также можно применить ультрафиолет.

Течеискатель – это специальное устройство, которое улавливает в воздухе пары фреона. Чувствительность этих устройств достаточная для обнаружения утечек в количестве от 5 до 10 грамм в год. Рынок предлагает множество различных моделей этих устройств. Большинство из них достаточно простые по функциональности и подходят для домашнего применения. С этим устройством диагностика кондиционера автомобиля своими руками становится гораздо проще. Другие же – более интеллектуальные. Но прибор не дает никаких гарантий, что утечка обнаружится сразу. Это устройство может обнаружить лишь облако из фреона.Случается так, что можно подумать на одну трубку, а протекает другая. Особенно трудна такая диагностика кондиционера, когда трубки расположены практически рядом. Здесь может помочь лишь большой опыт таких исследований. Также можно воспользоваться способом исключений – поочередно снимаются и проверяются все трубки.

Мощность ультрафиолета

Но даже с течеискателями дыры не всегда обнаруживаются. Очень часто случается так, что фреон убывает за несколько месяцев и только при определенных давлениях. Или, например, места, где утечки бывают очень часто, расположены очень близко друг к другу. Аппарат чувствует близость газа, а конкретное место найти не может.

Тогда стоит воспользоваться возможностями, которые предоставляет нам ультрафиолет. Такая диагностика автомобильного кондиционера помогает точнее обнаружить вредную и неуловимую утечку.

Суть этого метода в использовании красителя. Систему необходимо полностью заправить, но вместе с фреоном и маслом доливают и специальное вещество, которое дает яркое свечение в ультрафиолетовых лучах. На работу системы краситель никаким образом не повлияет, бояться здесь нечего. Большинство производителей доливают в свои системы краситель еще на производстве. Очень важно, чтобы выполнялась полная заправка. Желания сэкономить здесь быть не должно, иначе вся эта диагностика кондиционера автомобиля своими руками теряет свой смысл. Также есть риск преждевременной «смерти» устройства.

После заправки можно ездить, использовать климат на полную мощность. Когда вы почувствуете, что агрегат стал хуже работать, тогда необходимо поставить машину в гараж и просветить все трубки и магистрали специальной лампой. Чтобы получить точный результат, желательно работать в темных помещениях. Те места, откуда вытекает фреон, вы легко увидите. Они будут светиться ядовито-желтого цвета подтеками или же туманностями.

Плюсы и минусы

Но при всех своих достоинствах этот метод имеет и недостатки. Так, не все трубки можно увидеть – такая диагностика кондиционера требует демонтажа некоторых узлов или участков системы. Среди самых труднодоступных мест – испаритель, который спрятан далеко в торпеде. Чтобы вам не приходилось разбирать половину автомобиля, можно продиагностировать дренажную трубку. Если не выходит, то попробуйте воспользоваться течеискателем.

Если система на автомобиле уже демонтировалась и разбиралась, а в него был заправлен краситель, то существует риск того, что диагностика кондиционера автомобиля не будет точной.

Случается даже так, что с первого раза вы можете и вовсе ничего не отыскать. Электроника ничего не видит, краситель не виден глазу, а хладагент куда-то утекает. Если у вас есть какие-либо сомнения на этот счет, лучше применить два способа при диагностических процедурах.

Тестируем компрессор

Диагностика кондиционера автомобиля включает также проверку работы компрессора. В ходе теста необходимо выяснить, насколько эффективно работает агрегат. Неисправность этого узла можно определить по звуку – при работе он неестественно шумит.

Существует еще один вариант проверки компрессора. Запустите кондиционер, затем, когда компрессор начнет работать, ухватитесь одной рукой за металлическую часть на обратной магистрали. Для эффекта возьмитесь за узел как следует всей рукой. Через пару секунд рука будет ощущать, как трубка начнет буквально леденеть. Все хорошо – это если вы чувствуете, будто взяли в руки сосульку. Идеальная работа – если от холода сведет кости вашей кисти. Вот такая диагностика компрессора кондиционера поможет узнать, сломан этот узел или работает.

Кроме этого, необходимо также продиагностировать все электрические составляющие кондиционирования в салоне. Это различные муфты, датчики, вентиляторы.

Как проверить герметичность

Это простой способ, который заключается в том, чтобы узнать, много ли фреона в системе. Для этого требуется просто посмотреть в так называемое окно. Вы сможете его найти в районе осушителя. Данное окно есть не на всех устройствах, но если оно все-таки есть, то можно получить всю информацию о состоянии. Если хладагент побелел и в нем присутствуют пузырьки, то требуется дальнейшая, более полная диагностика и заправка кондиционера. Если хладагент находится в правильном состоянии, он прозрачен и имеет однородную консистенцию.

Типичные неисправности автомобильных кондиционеров

Компрессор и разгерметизации – это далеко не все, что может случиться с кондиционером в вашем авто. Многие из поломок можно обнаружить самостоятельно.

Например, среди прочих неисправностей достаточно серьезной считается поломка конденсора либо радиатора. Если он действительно не работает, в салон будет подаваться жаркий воздух. Основные причины этой досадной поломки – грязь. Нужно обязательно устранить эту неисправность, иначе вас ждут серьезные последствия в дальнейшем.

Испаритель тоже часто выходит из строя. Это случается из-за того, что деталь подвергается коррозии. Виной всему – все та же грязь, что закупоривает трубки, через которую конденсат может сливаться. Диагностика неисправности кондиционера в этом случае основывается на появлении запаха в салоне, низкой эффективности работы, воды.

Также среди типичных неисправностей – проблемы с ресивером и терморегулирующим вентилем. Эти поломки могут привести к серьезным последствиям. Старайтесь уделять своей машине больше внимания. Тогда она не огорчит вас поломками, а ваша езда будет комфортной и прохладной.

Проверка герметичности кондиционера автомобиля своими руками

Ремонт автокондиционера своими руками. Диагностика

Каждый автовладелец знает, что если в машину вместо холодного воздуха поступает горячий, необходимо искать проблему в автомобильном кондиционере. Многие любят ремонтировать свой автомобиль самостоятельно, но совсем не просто выполнить ремонт автокондиционера своими руками. Диагностика же, позволит сузить круг поисков и упростит процедуру восстановления нормального функционирования автомобильной системы кондиционирования.

Но для начала вы должны понимать, что, к сожалению, не все проблемы можно устранить самостоятельно, так как в большинстве случаев требуется достаточно дорогостоящее оборудование, которое СТО приобретают, например, на www.technorosst.com у официального дилера специализированного оборудования для автомобильных сервисов и шиномонтажных мастерских.

По этой причине, мы рекомендуем в случае отсутствия любой из нижеописанных проблем, обращаться на станцию технического обслуживания к профессионалам. Но прежде, замерьте уровень фреона в системе, так как проблема может оказаться более чем банальной – недостаточное количество хладагента.

Проблемы с компрессором автомобильного кондиционера

Проблему с компрессором можно выявить по течи фреона из него. Ни в коем случае не пытайтесь установить на него заплатку и просто долить в него фреон. Это лишь временно устранит проблему, а вот от дорогостоящей замены всего элемента кондиционера в будущем вы уже скрыться не сможете, так как из-за нарушения герметичности, в него попадут воздух, вода и грязь, что приведет к безвозвратному выходу из строя компрессора.

Чтобы правильно залатать компрессор, вам следует слить с него фреон, закрыть место утечки специальным герметиком, после чего промыть систему при помощи специального масла для кондиционера, которое устранит засоры, воду, а также выведет воздух. Подавать масло нужно при помощи специального вакуумного баллона, только так вы сможете грамотно отремонтировать этот элемент автомобильной системы кондиционирования. После того, как вы промоете систему маслом, слейте его и при помощи того же вакуумного баллона заправьте систему фреоном.

Проблемы с муфтой автомобильного кондиционера

Если у вас не работает кондиционер в машине, то после проверки компрессора на предмет течи, вы должны перейти к проверке электромагнитной муфты, которая отделяет его от приводного шкива. Понять, есть ли с ней проблема, можно по двум характерным признакам его нормального функционирования:

1. В момент старта работы системы из муфты должен доноситься щелчок, которые сигнализирует о моменте сцепления с ременным механизмом.

2. В процессе работы, вращение муфты должно быть постоянным и равномерным.

Если хотя бы одно из выше описанных условий не выполняется, то вам придется заменить муфту. Стоит она не дешево, но служит достаточно долго, так что часто такой ремонт производить не придется. Важно заметить, что вы можете даже не пытаться ремонтировать муфту – это невозможно, только замена вам поможет.

Проблемы с радиатором системы кондиционирования автомобиля

Диагностировать, что не работает кондиционер в машине по причине выхода из строя его радиатора достаточно просто. Достаточно внимательно его осмотреть на предмет протечки. Если таковая обнаружится, то вам придется воспользоваться аргонно-дуговой сваркой, которая поможет восстановить герметичность системы.

После заделки места утечки, вы должны проверить, удалось ли вам полностью устранить проблему. Для этого вы должны нагнетать давление внутри системы до 20 атм. Если течь вновь не появится – значит, вы справились, если откроется – значит, вы ошиблись в процессе сварки, или же повреждения настолько серьезны, что требуется полная замена радиатора. В таком случае вам следует покупать только оригинальные детали, так как в противном случае высока вероятность того, что вы навредите другим элементам системы автомобильного кондиционирования.

Проблемы со шлангами и трубками системы кондиционирования

Переходить к шлангам и трубкам стоит только после проверки всех других элементов системы автомобильного кондиционирования. Все дело в том, что диагностировать проблемы с ними весьма проблематично, гораздо практичнее будет сразу приступить к восстановительным манипуляциям.

Во-первых, вам нужно их прочистить. В зимний период времени, во время работы печки, в них часто попадает грязь и продукты отработки, что может вызвать серьезный засор и, соответственно, выведет из строя автомобильный кондиционер.

Во-вторых, если конструкцией автомобиля предусмотрено, что шланги компрессора проходят около выпускного коллектора, то вам следует внимательно их осмотреть на предмет ссыхания и при обнаружении подобного дефекта – заменить.

В-третьих, вы должны осмотреть алюминиевые трубки, которые используются в конструкции автомобильного кондиционера. Если на них будут обнаружены следы коррозии, то вам следует обязательно их заменить, так как почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что такие следы будут присутствовать и внутри них.

Последнее, что вам следует проверить – места соединений трубок и шлангов с другими элементами системы кондиционирования автомобиля. Все дело в том, что они могут ссохнуться и начать протекать, что негативно отразиться на функционировании системы в целом.

Кстати говоря, если после диагностики у вас возникнет вопрос, как заправить автокондиционер своими руками. то смело обращайтесь к соответствующей статье на нашем сайте, в ней вы найдете исчерпывающий ответ.

Проверка герметичности системы кондиционирования автомобиля

Для того, чтобы проверить герметичность кондиционера, требуется, чтобы холодильный контур системы находился под давлением. При этом крепеж подтягивается, и датчики давления находятся под контролем.

В случае если при проверке герметичности система пустая, то есть в ней отсутствует хладагент, то в период проведения теста с целью безопасности ее можно заполнить азотом, так как он легок и обладает соответствующей молекулярной структурой. Чтобы застраховать систему от различных повреждений, вызываемых повышенным давлением, рекомендуется также использовать регулятор давления.

Контейнер с газом подсоединяется с помощью специального редуктора, наконечника-адаптера и соединительного кабеля. С открытием клапана баллона азот наполняет систему. Вследствие этого давление поднимется до 10-15 бар (желательно следовать инструкциям производителя).

Затем необходимо провести проверку всех наиболее уязвимых мест, обрабатывая их пенообразующей жидкостью. В качестве нее можно использовать обыкновенное жидкое мыло или воспользоваться специальным средством для поиска мест утечки газа. В месте, где герметичность нарушена, будут появляться пузырьки азота. Данный способ, несмотря на свою очевидную простоту, является очень надежным и чрезвычайно популярен у механиков.

Если в системе присутствует некоторое количество хладагента, либо уже точно известно, что утечка имеет место, найти ее можно применив контрастные флуоресцирующие красители и ультрафиолетовое излучение. Для этого при заправке холодильным агентом, в него добавляется особая окрашивающая жидкость, которую также можно впрыскивать в тот участок системы, где давление понижено.

Окрашивающую жидкость можно добавить в систему и без перезарядки хладагента, однако для этого необходим специальный инструмент. В некоторых случаях автомобилю требуется поработать несколько дней, прежде чем выделится столько красителя, сколько необходимо для обнаружения утечки. Отдельные производители выпускают хладагенты, в состав которых уже включен краситель.

При подсвечивании ультрафиолетовой лампой, место утечки будет видно благодаря цветному свечению. Данный способ наиболее эффективен в случаях, когда точное место утечки не известно. Стоит обратить внимание, что для защиты зрения в процессе работы с ультрафиолетовой лампой крайне важно использовать специализированные очки с ультрафиолетовым фильтром!

В настоящее время уже созданы и представлены на широком рынке электронные приборы, являющиеся своеобразными газоанализаторами, которые способны мгновенно почувствовать хладагент в воздухе. В таких приборах предусмотрена настраиваемая граница чувствительности. Как только скапливание газа в воздухе переходит установленный порог, звучит сигнал.

Проверяя герметичность, зонд прибора следует направлять сверху вниз — от максимальной к минимальной чувствительности. Так как хладагенты легче воздуха, сигнал будет усиливаться по мере приближения к участку с нарушенной герметичностью. Однако газоанализатор не дает стопроцентной гарантии нахождения утечки. Он может подавать ложный сигнал, находясь в помещении со сквозняком или реагировать на выхлопные газы.

Диагностика кондиционера автомобиля – когда климат в салоне под угрозой?

Когда должна проводиться проверка кондиционера авто?

Автокондиционер – это устройство для охлаждения потока воздуха, поступающего из внешней среды, до нужной температуры внутри салона. Он используется для повышения комфорта передвижения в очень жаркую летнюю погоду. Стоит сказать пару слов о его принципе работы. После включения кондиционера компрессор начинает сжимать фреон, который циркулирует по всей системе. После этого вещество разогревается и попадает в так называемый конденсор, оно там охлаждается и конденсируется до жидкости.

Сжатый фреон затем попадет в ресивер-осушитель, здесь проходит этап очистки. Перед попаданием в испаритель жидкость проходит терморегулирующий вентиль, который понижает её давление, это сопровождается процессом охлаждения. После испарителя фреон снова попадает в компрессор. Часто автокондиционеры ломаются из-за халатности мастеров и плохого качества обслуживания. Плохая герметичность системы становится причиной быстрой утечки рабочего вещества, которая в итоге приводит к неисправности.

Слабым местом любого кондиционера является конденсор, так как к нему открыт доступ для грязи, соли и другого фактора, который может очень быстро нарушить герметичность. Результатом обычно является появление микротрещин, а иногда и дыр, из-за которых нарушается работа устройства. Неисправность компрессора приводит к повышенной шумности всей системы и понижению эффективности охлаждения, на нём могут быть видны следы масла. А неправильно работающий испаритель снижает качество работы кондиционера, а также может быть причиной неприятного запаха в салоне автомобиля .

Диагностика автокондиционера – рассматриваем причины неисправностей

Проверка кондиционера авто – это оценка работы и заполненности системы фреоном, и делается она через окошко в районе осушителя, стоит подчеркнуть, что не все агрегаты им снабжены. Через окошко видно жидкость, и если она с пузырьками и имеет белый цвет, то необходимо провести заправку системы. Признаком её хорошего состояния является прозрачность и отсутствие пузырьков.

Как правило, диагностика автокондиционера выявляет примерно такие основные причины неисправностей у отдельных частей механизма:

  • механические повреждения;
  • загрязнение системы вследствие износа отдельных деталей;
  • нарушение работы электрических цепей;
  • коррозия из-за несоблюдения условий эксплуатации;
  • неправильная регулировка;
  • износ подшипников, реле, контактов, щеток.

Всех этих проблем можно избежать, если держать систему кондиционера в чистом состоянии, вовремя и добросовестно очищать все узлы, подверженные загрязнению солью и грязью, соблюдать все правила эксплуатации и настройки. Например, нельзя, садясь в машину, включать кондиционер на всю мощность, это приведёт к выходу из строя компрессора, охлаждение должно происходить постепенно. Хорошей профилактикой будет включение устройства периодически зимой и летом, даже когда он вам не нужен.

Заправляем автокондиционер без посторонней помощи

Лучше всего заправку проводить в сервисных центрах и мастерских, предназначенных для этого. Хорошим знаком для решения воспользоваться тем или иным СТО будет наличие специалиста, занимающегося только этим видом работ. Если вдруг вы решили заправлять устройство своими руками, то следует знать несколько деталей. Каждый кондиционер обслуживается своим видом фреона, узнать, какой именно нужен вам, обычно можно на корпусе любой из деталей системы. Норма объемы жидкости обычно есть под капотом автомобиля или записана в инструкции по эксплуатации. Если система имеет заполненность менее 50 %, то придется производить еще и вакуумирование.

Не стоит использовать самодельные шланги и переходники, это приведёт к утечке недешёвого фреона.

Вооружившись комплектом для заправки кондиционера (баллон, переходник, шланги и манометр), залезаем под капот и находим магистраль и защитный колпачок на ней. Чистим место вокруг него и откручиваем, надеваем заправочный шланг. Заводим мотор и снаряжаем кого-то поддерживать его холостой ход на 1500 оборотах, а также просим помощника запустить рециркуляцию воздуха в кондиционере на уровне MAX. Баллон с фреоном переворачиваем, открываем на нем кран-проколку, а также вентиль низкого давления на шланге, присоединенном к магистрали вместо защитного колпачка.

Заправка началась, а мы должны следить за давлением на манометре, помощник держит обороты на 1500. Давление не должно перейти за отметку 285 кПа, а жидкость следует проверять через соответствующее окошко на предмет пузырения. Если в салон начал поступать ощутимо холодный воздух (желательно замерить термометром, нужна отметка в 5–8 градусов), то кран можно закрыть, а всю конструкцию разобрать. Без опыта за такую работу лучше не браться, так как можно вывести из строя другие элементы системы кондиционирования автомобиля.

Кондиционер в автомобиле: Дезинфекция и чистка

Когда и как часто нужно обслуживать кондиционер в машине.

Система кондиционирования воздуха в автомобиле требует регулярного технического обслуживания. Предлагаем вам всю необходимую информацию о том, что должен знать каждый владелец автомобиля об очистке, дезинфекции и других видах обслуживания кондиционера. Также мы расскажем вам, как работает в машине кондиционер и почему требуется его обслуживание.

Сегодня кондиционер в машине стал для большинства автомобилей разных ценовых категорий (в том числе для транспортных средств эконом класса) частью стандартного оборудования. Он не только обеспечивает комфортную и приятную температуру в салоне автомобиля, но даже влияет на безопасность.

Дело в том, что согласно исследованиям, установлено, что с увеличением температуры в салоне машины значительно повышается риск ДТП, из-за того, что у водителей снижается способность концентрации внимания по мере увеличения температуры воздуха в салоне.

Не удивительно, что большинство покупателей автомобилей хотят, чтобы в их будущей машине обязательно должен быть кондиционер.

К сожалению, несмотря на повсеместную распространенность автомобильных кондиционеров, большинство водителей не знают, что система кондиционирования воздуха должна регулярно обслуживаться. Причем пренебрегая небольшими расходами на обслуживание кондиционера (средняя стоимость обслуживания в нашей стране составляет примерно 1500-4000 рублей) владельцы автомобилей рискуют, что он выйдет из строя. В таком случае расходы по ремонту могут составить 50,000, 60,000 рублей и более.

Как часто нужно проверять и обслуживать кондиционер в машине?

Чтобы система кондиционирования работала исправно долгий срок, как мы уже сказали, необходимо регулярное техническое обслуживание кондиционера, и всех связанных с ним систем. В регулярное техническое обслуживание входит диагностика исправности компрессора, испарителя, шлангов, прокладок и замер объема хладагента в системе.

Чаще всего владелец машины должен проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, так как они с возрастом высыхают и могут стать не герметичными. Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха как минимум 1 раз в год в специализированных автомастерских.

Самым лучшим временем для проверки кондиционера является весна. Ведь перед наступлением жаркого летнего периода вы должны быть уверены, что ваш кондиционер сможет работать на полную мощь и эффективно охлаждать салон даже в самую жаркую погоду.

Обычно проверка работоспособности кондиционера и его плановое обслуживание не занимает много времени. Если конечно обслуживание будут проходить в том месте, где специалисты имеют соответствующий опыт и оборудование.

Помните, что неправильное или некачественное обслуживание кондиционера может нанести значительный ущерб системе кондиционирования воздуха, который будет связан с большими денежными тратами. Например, это может произойти, когда обслуживание выполняет неквалифицированный или плохо обученный автослесарь.

• Визуальный осмотр и проверка работоспособности всей системы кондиционирования

• Заправка кондиционера хладагентом (фреоном)

• Долив масла для компрессора кондиционера

• Дезинфекции системы кондиционирования для удаления бактерий и грибков

• При необходимости выполняется ремонт системы

Но не всегда обслуживание кондиционера проводится с определенной периодичностью. Ведь неисправность системы может появиться и раньше запланированного планового обслуживания системы. Например, если вы заметили, что со временем охлаждающая способность кондиционера снизилась, ваша машина должна быть, как можно скорее проверена на возможную утечку фреона, а также должен быть проведен замер уровня хладагента.

Также обратите внимание, что даже без утечки, количество хладагента с течением времени снижается в любом автомобиле. В среднем объем заправленного в систему кондиционирования хладагента снижается на 8 процентов в год.

В результате естественного уменьшения объема хладагента снижается не только эффективность охлаждения. Например, недостаточный объем охладителя может стать причиной преждевременного выхода из строя компрессора.

Дело в том, что в компрессор кондиционера вместе с фреоном добавляется специальное масло, которое смазывает компрессор и защищает уплотнители от высыхания и растрескивания.

Так что если вы не будете заправлять систему кондиционирования воздуха долгое время, ваш компрессор кондиционера может выйти из строя. Кстати, стоимость нового компрессора вас может «приятно» удивить. Например, на Хонду Цивик новый компрессор кондиционера стоит в среднем 48,000 рублей.

Средняя стоимость комплексного обслуживания системы кондиционирования воздуха для той же Хонда Цивик составляет 2,500-4,000 рублей. Так что согласитесь, что лучше регулярно обслуживать кондиционер, чем рисковать потерями под 50,000 рублей.

Что будет если не обслуживать кондиционер?

Еще один аргумент в пользу регулярного обслуживания кондиционера, это забота об окружающей среде. Дело в том, что утечка фреона загрязняет окружающую среду. Поэтому регулярное техническое обслуживание кондиционера является отличной мерой по защите окружающей среде, поскольку при периодическом обслуживании утечка хладагента может быть вовремя обнаружена и устранена.

Также, так как в регулярное обслуживание кондиционера входит не только осмотр и заправка системы фреоном, но и очистка всей системы кондиционирования воздуха с антибактериальной обработкой, то это напрямую влияет на состояние здоровья водителя и пассажиров.

Дело в том, что система кондиционирования в автомобиле является рассадником микробов, бактерий и грибов.

Так что если вы не будете регулярно обслуживать кондиционер, вы рискуете своим здоровьем. Например, при скоплении в системе кондиционирования воздуха микробов водитель и пассажиры в салоне могут не только испытывать необъяснимую усталость, но и у них может появиться проблема с дыханием и зрением. Дело в том, что микробы и бактерии в системе кондиционирования воздуха могут сильно раздражать глаза человека и поражать дыхательные пути.

Внимание! Если вы аллергик (или ваши пассажиры), то ни в коем случае не пренебрегайте обслуживание системы кондиционирования воздуха.

Антибактериальная обработка кондиционера в машине

Помимо регулярного обслуживания системы кондиционирования воздуха с антибактериальной обработкой, для того чтобы предотвратить появление в системе грибков, микробов и бактерий, вы должны также вовремя менять воздушный салонный фильтр, который в том числе, является рассадником различных вредных микроорганизмов.

К сожалению, замена салонного фильтра в некоторых автомобилях связана с определенными трудностями. Дело в том, что во многих автомобилях салонный фильтр расположен в не очень легкодоступном месте под капотом или в салоне.

Правда, в большинстве случаев вам достаточно открутить несколько деталей, чтобы получив доступ к фильтру, поменять его на новый. Подробнее о том, как заменить салонный фильтр вы можете прочитать здесь.

Кстати, антибактериальную обработку системы кондиционирования воздуха вы можете провести самостоятельно, купив специальное средство для очистки кондиционера от микробов и бактерий. Как правило, это средство представляет собой баллон пены с длинным шлангом, которую нужно нанести на испаритель, расположенный, как правило, за салонным фильтром.

После обработки испарителя запустите двигатель и откройте все вентиляционные отверстия, включив кондиционер на полную мощность. Дайте поработать системе кондиционирования воздуха некоторое время, для того чтобы антибактериальная пена для очистки кондиционера распределилась по всей системе кондиционирования воздуха.

Обратите внимание, что во время дезинфекции кондиционера вы не должны, находиться внутри салона машины. После антибактериальной очистки системы необходимо тщательно проветрить салон, а также провести влажную уборку интерьера.

Как кондиционер в машине охлаждает воздух?

Фреон, заправляемый в кондиционер, попадает в систему в виде газа. Когда мы включаем кондиционер для охлаждения салона газ фреон сжимается компрессором, что приводит к его нагреву. Затем фреон попадает в теплообменник системы кондиционирования, где происходит охлаждение хладагента за счет его расширения в объеме. В этот момент газ-фреон переходит в жидкое состояние. Далее в жидком состоянии фреон переходит в расширительный клапан, откуда он попадает на испаритель.

Так как на этом этапе фреон не находится под давлением при прохождении через испаритель, он снова переходит в газообразное состояние. Во время перехода жидкого фреона в газообразное состояние он охлаждает стенки испарителя.

Через испаритель кондиционера для охлаждения салона система вентиляции воздуха пропускает воздух с улицы или при включенной функции рециркуляции, пропускает воздух, поступаемый из салона автомобиля.

Воздух, который проходит через поверхность холодного испарителя, охлаждается и попадает в салон. Стоит отметить, что при охлаждении теплого воздуха на испарителе образуется конденсат из-за содержания в воздухе воды (влаги). Конденсат затем стекает через дренажную систему кондиционирования на дорогу.

Далее цикл повторяется.

В принципе, все системы кондиционирования воздуха работают в автомобиле в соответствии с этим принципом. Правда в зависимости от марки, модели и конструкции кондиционера этот процесс операции преобразования фреона из газового состояния в жидкое, может немного различаться.

Так, например, существуют две системы охлаждения воздуха в современных автомобилях: климат-контроль с автоматическим управлением системой кондиционирования воздуха в салоне и обычный кондиционер с ручным управлением.

Например, обычный кондиционер может охлаждать температуру в салоне машины только в заданном диапазоне температур. То есть, включив обычный кондиционер, он будет охлаждать температуру постоянно. В случае изменения погодных условий для корректировки температуры в салоне машины вы должны вручную, как правило, либо увеличить мощность обдува салона или уменьшить его. Климатическая же система кондиционирования воздуха поддерживает необходимую температуру автоматически с помощью датчиков, даже при изменении внешних погодных условий.

Самой удобной климатической системой является мультизональный климат-контроль (многозонный), который позволяет индивидуальную настройку температуры для водителя и отдельно для переднего пассажира. В дорогих автомобилях в последние годы появился климат-контроль и для задних пассажиров, которые могут настраивать желаемую температуру в задней части салона.

Влияет ли кондиционер на расход топлива?

Когда мы включаем кондиционер или климат-контроль, то начинает работать компрессор, которому требуется большая мощность для эффективной работы системы кондиционирования. Компрессор кондиционера работает от крутящего момента двигателя. В итоге, при работающем компрессоре кондиционера двигатель получает большое сопротивление (нагрузку), что, следовательно, ведет к повышению расхода топлива.

Стоит отметить, что за последние годы автопроизводители смогли технически оптимизировать работу компрессора кондиционера, благодаря внедрению новых управляемых компрессоров, мощность которых регулируется электроникой в зависимости от потребности охлаждения.

Это позволило существенно уменьшить нагрузку на работающий двигатель.

Также обращаем ваше внимание, что согласно исследованию, автомобили, оснащенные обычным ручным кондиционером, во время охлаждения салона потребляют топлива существенно больше, чем автомобили оснащенные климат-контролем.

Разница в расходе топлива зависит не только от типа системы кондиционирования, но и от условий эксплуатации автомобиля и его мощности.

Так например независимо от типа кондиционера при включенной системе охлаждения в среднем расход топлива в жаркую погоду при движении на шоссе может увеличиться от 0,4 до 1,2 литра на 100 километров, а при движении по городу от 2,0 до 5,0 литров на 100 километров.

• Перед включением кондиционера избыточное тепло в автомобиле можно вытянуть через открытые двери и окна машины.

• Во время работы кондиционера окна и люк на крыше должны быть закрыты. Также двери при работающей системе охлаждения салона должны открываться как можно реже и только на короткое время.

• Рециркуляция воздуха салона уменьшает загрязнение салонного фильтра пыльцой и другими загрязнениями, тем самым увеличивая срок службы фильтрующего угольного компонента.

• Уже предварительно охлажденный воздух в салоне может быть охлаждена до требуемой температуры с меньшей энергией , чем теплый воздух, поступаемый снаружи автомобиля.

• Требуемая температура не должна быть слишком низкой. Таким образом , поток воздуха должен быть только слегка охлажденным. Также кондиционер не должен работать при температуре наружного воздуха ниже 5 ° C. В большинстве современных автомобилей при снижении температуры на улице ниже 5 ° C кондиционер не включится. В более старых автомобилях автоматической защиты системы кондиционирования нет. Поэтому водители должны помнить, что при температуре на улице ниже 5 ° C ни в коем случае нельзя включать систему охлаждения воздуха в салоне машины.

• Выключайте кондиционер от пяти до десяти минут до конца поездки. Это предотвращает образование остаточной влаги на испарителе и противодействует нуклеации.

В дополнение к эксплуатационным расходам на топливо связанным с работающим кондиционером, вы должны быть готовы к периодическим тратам на обслуживание системы кондиционирования воздуха, в которое входит диагностика всех компонентов системы, заправка кондиционера фреоном, долив масла, антибактериальная обработка и т.д.

Многие автолюбители считают, что они могут сэкономить на эксплуатационных расходах за счет отказа от использования кондиционера в машине. Но, к сожалению, это большая ошибка.

Дело в том, что долгосрочное неиспользование кондиционера в автомобиле наносит ущерб системе кондиционирования.

Когда мы включаем кондиционер начинает работать компрессор и фреон вместе с маслом начинает циркулировать по системе. Масло, как мы уже сказали, смазывает всю внутреннюю систему кондиционирования.

Также, если долго не пользоваться кондиционером в любом случае со временем объем хладагента уменьшается, что приводит к его нехватке в системе, а также к недостаточности масла для смазки. В итоге, компрессор кондиционера может со временем выйти из строя, что обернется дорогостоящим ремонтом или покупкой за большие деньги нового компрессора.

Обратите внимание, что даже зимой кондиционер не должен находиться в «спящем режиме». Периодически рекомендовано включать систему кондиционирования воздуха. Правда для этого вам желательно поставить машину в тепло, где температура наружного воздуха составляет выше 5 ° C.

Например, вы можете поставить машину на подземный паркинг, в гараж или на автомойку.

Дав проработать кондиционеру, некоторое время, вы, по сути, проведете профилактику всей системы кондиционирования. Поскольку температура окружающего воздуха будет слабоположительная, кондиционер не будет охлаждать воздух в салоне, но, тем не менее, вы задействуете все системы охлаждения воздуха в салоне, для того чтобы избежать будущих возможных повреждений системы кондиционирования.